Для создания дыма при съемке используется дым машина. Выглядит сия чуда примерно так
В Москве входит в стандартный набор оборудования значительной части студий. Что нужно знать об этом агрегате:
1. Чаще всего в студии вы столкнетесь не со сценической дым машиной, а со студийной. Отличие в том, что студийная выдает дым мелкими порциями и долго дымить не может.
2. Дым зависит от залитой в машину заправки. Чаще всего льют "туман", из которого получаются легкие клубы, летучие, быстро рассеивающиеся. Если вы хотите пустить текущий под ногами туман (как на концерте рамштайн) с этой заправкой у вас это фиг получиться.
3. Машина начинает работать далеко не сразу. Среднее время прогрева аппарата 10-15 минут. Генерация новой порции дыма - минуты 3-5.
4. Если машина не оснащена дистанционным пускачом - вам будет нужен ассистент.
5. Если машина с дистанционником, ассистент вам нужен все равно.
Работа с дымом требует очень качественной вытяжки в студии. А это встречается редко, к сожалению. Выпущенные клубы быстро рассеиваются по всей кубатуре павильона, и через 3-4 пуска дыма вы уже не сможете снимать из=за создавшейся в воздухе дымки. Или проветривать помещения или ждать осаждения (15-30 минут).
Есть еще нюанс. Дым это пары то ли глицерина, то ли какой-то подобной гадости. В любом случае после работы дым машины все будет покрыто тонкой маслянистой пленкой. Больших проблем она не создает, но, например, приклеить скотчем светофильтр уже не получится.
Как снимать с дымом. Я предпочитаю чтобы дым был на заднем плане, за моделью. Если дым пускать на модель или перед моделью - его нужно быстро сдувать в сторону, чтобы модель не пропала в мутном облаке.
Направляем дым путем наведения дым машины в нужную сторону. Машина выдает тугую струю примерно на 2-3 метра. Машиной можно работать с рук, как Шварц из пулемата, но наклонять машину не рекомендую.
Полет и распределение дыма зависит от конфигурации помещения, сквозняков в нем, состава смеси, траектории прорлета воробья мимо форточки павильона и прочих факторов. Надеяться на природу мы не можем, поэтому навстречу струе дыма выпускается ассистент, который могучими взмахами любого ветрогонного предмета (например маленького отражателя) создает клубы и направляет их в нужную сторону.
По свету. Светить на дым от объектива не советую, получите мутную белую стену. Жестко в контру, т.е. навстречу объективу тоже не очень красиво, получится просто сияние вокруг модели, а если у вас нет цели снять "сошествие Христа в сомне ангелов" вам это вряд ли понравится. Светить лучше всего в контру под 45 или около того, схема ниже.
Идеально, если удастся прикрыть дым рисующего света путем ловкого применения в качестве рисующей насадки стрипбокса с гридом или флагов.
При такой схеме освещения дым отлично красится с помощью надевания на источники контрового света цветных фильтров. Таким простым способом из дыма можно сделать адское пекло или нежное облако.
Для чего нужен дым? Создать глубину, сформировать задний план, увести задний план в дымку, добавить драматизму. Кроме этого легка дымка (на сцене применяют специальные машины под названием "хейзер") сделает направленные лучи света видимыми.
Маленький трюк: в конце съемки, не меняя ракус и освещение сделайте несколько кадров дыма на пустой сцене. Может пригодится потом при обработке картинки.