Теперь та часть выставки, которая посвящена графике.
С гравюрой вопрос подлинности не стоит так остро, как с живописью. Все оттиски, полученные с матрицы, можно считать подлинными (хотя и с некоторыми оговорками насчёт авторских отпечатков, первых и т. д.)
В экспозиции можно видеть различные направления и разные техники печатной графики. Например, репродукционная гравюра Возрождения представлена работами Франческо Вилламена и знаменитого Уго де Карпи.
Хотя Вилламена и не Раймонди, он тоже репродуцировал Рафаэля. Сотворение Евы.
Вот фрагмент. Хотя это не слишком похоже на рисунки Рафаэля, вещь вышла прекрасной.
Выставлены три гравюры серии. Вот вторая:
Искушение Адама и Евы.
Третья - Жизнь Адама и Евы по изгнании из Рая - не так интересна, хотя и хороша в своём роде.
Уго де Карпи. Знаменитая работа: Диоген. В основе - оригинал Пармиджанино. Жаль, что гравюра сохранилась не полностью.
Удивительно вольно использует Карпи технику "кьяроскуро" (светотень) - двуцветной ксилографии в виде посдедовательной печати с трёх досок. Но кажется, что это рисунок кистью - живописный, артистичный!
А вот ещё одно имя и хорошая вещь:
Антонио Каналетто. Пейзаж с руинами. Офорт.
Жаль, что качество получилось не слишком хорошим: работа великолепна - кажется, что это свободный рисунок. Он воздушен, лёгок, пространственен и жизнен. И при этом обошлось почти без перекрёстных штрихов.
Ещё один офорт - Стефано делла Белла. Лист из серии "Военные сцены".
Очевидная параллель к "Бедствиям войны" Калло. И по времени подходит.
И по стилистике - немало общего.
Стефано делла Белла. Пейзаж с всадниками. Офорт. Фрагмент композиции.
Очень занимательная вещь!
Несколько прекрасных рисунков:
Мауро Содерини. На облаках.
Джованни Баттиста Бисоне. Коровы. (Атрибуция, оставляет желать лучшего; название подобрано скверно).
Такому рисунку художника начала 17 века мог бы позавидовать Камиль Коро.
А это из лучших вещей на всей выставке: Аннибалле Карраччи. Пейзаж. Сепия, конечно, и рисунок пером.
Здесь колорит ближе натуральному.
И ещё один рисунок его же:
Редкая из выставленных работ, помещённая под небликующим стеклом. Кто же "раскошелился"?
Несколько экспонатов попали в наше собрание из коллекции Павла I. Видна и монограмма.
Ещё несколько акварелей:
Неизвестный художник 19 века. Кажется, первая треть 19-го.
И пара акварелей в духе Мариано Фортуни:
Паруцци. Дворец дожей.
Паролари. Канал Кьоджа в Венеции.
И вот что ещё удалось заметить по дороге домой:
Необычный и очень убедительный вид скульптуры В. Пчелина и А. Корнаева из Серии "Старый Екатеринодар".
Снег так пришёлся кстати! Кажется, живая сцена! Горожане вышли из старого собора (давно несуществующего) на площадь. Расходятся после обедни пофланировать. Невзирая на сугробы.
Вот такой "привет" основателю музея Фёдору Коваленко. Спасибо вам за собранные вами и другими вещи!