Сволли-Сували

Feb 02, 2013 22:03

В предыдущем wall-of-text есть одна фраза: "в 1612 году флот Компании снова разгромил португальский флот в Индии". Имеется в виду сражение при Сволли (Swally), как на свой лад англичане переиначили название местной деревушки Сували под Суратом. Сравнительно незначительное по европейским меркам сражение имело, однако, большие последствия для Индии, ознаменовав конец португальской монополии на торговлю с субконтинентом и постепенный рост нового гегемона на просторах Индийского океана - Британской Ост-Индской компании. Кроме того, как считается, именно эта битва побудила Компанию создать постоянные военно-морские силы для защиты своей торговли от пиратов и приватиров других европейских держав, так что с определенным основанием можно сказать, что именно от нее ведут свою историю современные ВМС Республики Индия (кстати, радостная новость - на Севмаше закончили ремонт "Викры", и бхай-саабы вскоре, надеюсь, получат так желаемый Самый Большой Корабль В Индийском Океане, ачча хэ).

Сражение стало закономерным итогом, с одной стороны, португальской монополии на торговлю с Индией, и с другой - отчаянного желания английских купцов добраться до желанных пряностей, шелков и прочих богатств махараджей. Как известно, сделать они это пытались по двум направлением: морем и через далекую Россию. Последнюю задачу решала компания с длинным и красивым названием, от которого так и веет романтикой эпохи паруса, пики, шпаги и мушкета: "Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown", или сокращенно "The Company of Merchant Adventurers" (желающие могут оставлять свои варианты перевода в комментах), основанная в 1551 году. В 1555 году она была переименована в Московскую компанию, имела долгую и славную историю, немало разбогатела на торговле с Россией, немало привнесла и в Россию; но речь сейчас не о ней, а о другой компании - основанной в 1600 году Ост-Индской, которой пришлось оружием пробивать себе дорогу в Индию через португальский заслон.

В июле 1583 года британский купец Ральф Фитч был арестован в Ормузе по обвинению в шпионаже. На своем судне Tiger он сплавлялся по Евфрату из Сирии к устью реки, чтобы дальше продолжить свой путь в Индийский океан (в скобках заметим, что сплавлялся не по собственной инициативе, подписала его на это дело английская Компания Леванта со вполне конкретной целью, так что обвинения в шпионаже были вполне оправданными). Фитча отвезли в Гоа, где по решению португальского вице-короля посадили под арест. Вскоре его освободили под поручительство местных иезуитов, но Фитч, не будь дураком, дал деру из Гоа и в течение следующих десяти лет странствовал по всей Индии. В 1591 году он вернулся в Англию, где его знания региона вскоре пришлись очень к месту.



Ральф Фитч, которого обессмертил Шекспир в "Макбете". Акт 1, сцена 3: "Her husband’s to Aleppo gone, Master of the Tyger".

Еще одной важной фигурой в игре вокруг торгового маршрута в Индию являлся Ян Гюйген ван Линсхотен. Он родился в 1563 году, был по происхождению голландцем, по вероисповеданию - протестантом, а по работе - секретарем португальского вице-короля в Гоа в период между 1583 и 1588 гг. В 1592 году он вернулся в Голландию, где через четыре года опубликовал живо написанную книгу Itinerario (вскоре вышло английское издание под названием "Описание путешествий в Ост- и Вест-Индии"). И тут выяснилось, что друг Линсхотен времени даром не терял: за пять лет в Гоа он, пользуясь своим положением секретаря вице-короля, скрупулезно скопировал португальские сверхсекретные карты, ну и вставил их вместе с красивыми гравюрами из местной индийской жизни в свою книгу. Причем карты были не просто карты, они содержали обозначения всех течений, глубин, островов и отмелей, то есть всего того, что необходимо для навигации.



Собственно, Ян наш Гюйген ван Линсхотен, некогда живой пример того, как опасно безоглядно доверять секретарям.

Публикация книги Линсхотена вызвала ажиотаж не только в Англии - его соотечественники также в 1602 году организовали собственную Ост-Индскую компанию, теперь банановую голландскую, знаменитую Vereenigde Oostindische Compagnie, создавшую в восточных морях Голландскую колониальную империю.

Ну и, наконец, третий герой - капитан Уильям Хокинс. В 1608 году он предпринял первое путешествие в Индию, будучи на службе Британской Ост-Индской компании. 24 августа 1608 года его корабль прибыл в порт Сурат, имея на борту 25 тысяч золотых монет и личное письмо могольскому императору Джехангиру от короля Джеймса, также известного как Иаков I, с просьбой разрешить основание торговой концессии. Упрямый Хокинс джва года пытался добиться своей цели, но не преуспел. За это время португальские пираты разграбили его корабль, забрав все золото, а на него самого неоднократно организовывались покушения, когда он был на берегу, пытаясь пробиться к Джехангиру. Хокинс вернулся в Англию с пустыми руками. Компания отправила нового посланника - Поля Каннинга, но он продержался только несколько месяцев.



Капитан Уильям Хокинс, крепкий орешек. И сейчас-то, с водопроводом и канализацией, не каждый дипломат выдерживает в Индии два года!

Компания, тем не менее, не оставляла попыток закрепиться на востоке, не обязательно в Индии. Каждое путешествие было, по сути, отдельным предприятием, и средства на него собирали каждый раз заново по подписке. Так, восьмое путешествие кораблей Компании было предпринято в Японию в 1611 году, возглавлял его капитан Джон Сарис. Девятое - длившееся с февраля 1612 по август 1615 - в Индию и на Суматру. Но нас интересует в данном случае десятое путешествие. Четыре корабля - Red Dragon, Hosiander, James и Solomon (два последних только недавно вернулись из путешествия в Японию) - отплыли 1 февраля 1612 года под предводительством капитана Томаса Беста, и 5 сентября 1612 года достигли Сурата - крупного порта империи Моголов, стоявшего в устье реки Тапти.

Через восемь дней в Сурате появилась португальская эскадра из 16 барок. 22 сентября Бест решил отправить эмиссара к императору с просьбой разрешить торговлю и основание фактории в Сурате. В случае отказа Бест планировал покинуть Индию. Судьба Компании висела на волоске: в 1609 году король Джеймс продлил хартию Компании на том условии, что в случае отсутствия выгодных сделок в течение трех лет предприятие будет закрыто. Таким образом, в случае неуспеха Беста Компании оставалось всего несколько месяцев жизни.



Порт Сурат в начале XVII века

30 сентября Бест получил известия о том, что двое из его команды - ревизор Каннинг и Уильям Чемберс - арестованы на берегу. Опасаясь худшего, Бест задержал одно из судов, принадлежащих губернатору Гуджарата, и предложил обмен - он отпускает судно, а в обмен получает своих людей.

10 октября Бест и его корабли отплыли к Сували, маленькому городку в 12 милях к северу от Сурата. Возможно, это произошло потому, что губернатор Сурата в тот момент был занят подавлением мятежа раджпутов в одном из городских фортов. Пока продолжались переговоры, Бесту в районе 17-21 октября удалось заключить договор с губернатором, который предоставлял британцам торговые привилегии; для вступления его в силу, однако, необходимо было, чтобы его ратифицировал император. Но 27 ноября люди Беста, находящиеся на берегу, сообщили ему, что в ближайшее время следует ожидать подхода португальской эскадры в составе четырех кораблей, намеренной атаковать англичан.

Португальская эскадра прибыла на следующий день. Она насчитывала четыре больших галеона и двадцать шесть весельных барок. Португальцы бросили якорь на внешнем рейде, отрезав англичанам путь в океан. Весь день 29 ноября продолжалась перестрелка - без больших, впрочем, последствий для обеих эскадр. Ночь прошла спокойно, но как только забрезжил рассвет 30 ноября, капитан Бест на своем флагмане Red Dragon прорвался через строй португальцев. В попытке помешать ему португальцы посадили на мель три своих галеона. Следом за Бестом через португальский строй прорвался и Hosiander (и, судя по всему, два оставшихся корабля - в большинстве источников о битве упоминаются только Red Dragon и Hosiander, хотя нет сведений о том, что эскадра разделялась). В конце концов португальцам удалось снять свои галеоны с мели, и в 9 вечера они атаковали англичан при помощи брандера, сделанного из барки. Но англичане были настороже, и брандер был потоплен орудийным огнем, причем погибли восемь португальцев. Противостояние продолжалось до 5 декабря, когда капитан Бест отплыл в порт Диу.



Бой при Сували, английская гравюра

Как подчеркивает Кий в своей The Honourable Company, в бою при Сували преимущество было явно на стороне португальцев. Они имели больше кораблей, больше людей, их галеоны, наконец, были больше по размерам и быстроходнее при полном ветре, нежели британские. Но они имели бОльшую осадку, были менее маневренны, их команды были хуже обучены и, наконец, они уступали англичанам по количеству пушек. Португальцы полагались на картечь на ближней дистанции и на брандеры, которые должны были разбить строй противника, после чего последовал бы решительный абордаж. Эта тактика отлично зарекомендовала себя во многих сражениях, но в этот раз она не сработала. Вот как оценивали причины поражения сами португальцы:

"Причина поражения [была] в том, что вражеские суда сидели в воде не так глубоко, и поэтому могли отходить или атаковать когда им заблагорассудится; их совершенно не заботило то, что они показывают спину, что было неприемлемо для наших людей; команды наших боевых судов считали невозможным уклоняться от схватки, в то время как они, полагаясь только на артиллерийский огонь с дальней дистанции, отходили или походили по своему желанию, благодаря крепости своих судов, которые были лучше построены и лучше управлялись, нежели наши".



Red Dragon, флагман Беста

Потери англичан составили 3-4 человека убитыми и примерно столько же ранеными. Португальцы, по оценкам англичан, потеряли убитыми несколько сотен - знакомая картина, "пиши больше, чего их, басурман, жалеть". Сами англичане подчеркивали, что в сражении в основном полагались на пушки, используя ветер и прилив, чтобы держаться на относительно безопасном расстоянии от противника, лавируя между мелями и банками и нанося ему при этом максимальный урон артиллерийским огнем. Стоит отметить, однако, что ни один из португальских крупных кораблей в этом бою не был серьезно поврежден или тем более потоплен.

6 января 1613 года Бест получил письмо от императора, которым тот ратифицировал договор, заключенный губернатором Сурата. После этого Бест приказал одному из своих людей, Энтони Старки, отправиться в Англию по суше. С собой он вез письмо, в котором сообщалось об успехе Беста. До Англии Старки так и не добрался - по пути его отравили два иезуита. 18 января Бест отплыл на Цейлон, а затем дальше на Суматру, и вернулся в Англию в 1614 году, так и не заглянув в Индию вторично.



"Торговые корабли на Востоке", картина Корнелиса Врома, 1614 год

Сражение при Сували оказало колоссальное влияние на умы императора и его сановников. Губернатор Гуджарата сообщил о нем Джехангиру. До того Моголы, хотя и имевшие к португальцам массу претензий (вроде того, что те активно грабили паломников, отправлявшихся морем в Мекку, и вообще относились к исламу крайне враждебно), полагали, что они непобедимы, и соглашение с ними - лучший способ обеспечить безопасность побережья. Теперь от этой уверенности не осталось и следа.
Previous post Next post
Up