Oct 15, 2011 00:40
Ну вот оно и сбылось.
Кажется, даже слова "катарсис" будет мало для описания той гаммы чувств и эмоций, что вызвал во мне этот фильм. Я давно ни одну картину не ждала с таким нетерпением, как эту. Виновна ли в этом сама история, которая захватила меня еще в далеком детстве, когда я была слишком мала, чтобы читать Бронте, а лишь смотрела экранизацию с Далтоном в роли Эдварда, или Фассбендер, в чьих грустных глазах я была уверена еще задолго до выхода фильма, - в том, что он сможет раскрыть все оттенки и грани сложного характера Рочестера... Не знаю. Возможно, все вместе.
И, да, я нисколько не разочарована. Читала множество самых разных, порой противоречивых, отзывов - кто-то ругал картину, кто-то восторгался... Что могу сказать я? Фильм потрясающе тонкий, совершенно акварельный, нежный, романтичный. Не сопливо любовный, а именно нежно-романтичный. Не знаю, КАК это получилось, но зритель - в лице меня, разумеется :))) - на физическом уровне ощущает, осязает, как безнадежно влюблены друг в друга эти два совершенно разных человека и как они нужны друг другу. Нужны до боли в груди, до судорог отчаяния, просто нужны. Даже не как воздух. Сильнее. Между главными героями, прекрасно воплощенными Майклом Фассбендером и Мией Васиковска, буквально с первого общего эпизода проскакивает такая химия, глядя на которую восторгаешься - так вот ты какая, любовь! Это сильнее плотской страсти, сильнее физической привязанности, сильнее всего на свете - когда просто чувствуешь, что если этот человек уйдет, твоя жизнь, которая на короткий миг озарилась мягким солнечным светом, сломается навсегда. Сломается повторно, и ты уже никогда не поднимешься с колен. Ты будешь продолжать жить, дышать, есть, спать, говорить. Но ты уже не увидишь лазурного весеннего неба, не заметишь цветения садов, не услышишь детского радостного смеха.
Вот ЭТО сыграл Фассбендер, и ЭТО совершенно невероятно. Я думала, что сыграть Рочестера лучше, чем это сделал Тоби Стивенс в бибисишной 4-серийной экранизации 2006 года, невозможно. Но я ошибалась. Фассбендер отныне мой Рочестер. Ярость, отрешенность, растерянность, влюбленность, отчаяние, восторг, любовь - он это сыграл каждой черточкой лица, каждым жестом, каждой позой, каждым словом. И это было чудесно.
Однако больше всего сомнений перед просмотром во мне вызывала Васиковска, которая некогда так и не стала "нашей Алисой". Так вот - я увидела в ней Джейн. Вымуштрованная сдержанность, скромность, даже где-то чопорность, за которыми скрывается теплое, полное нерастраченной любви сердце. И безусловно именно те качества, за которые нельзя не полюбить - тонкий ум и благородство, желание и возможность отдавать столько же любви, сколько и получать, и даже с лихвой. Васиковска сделала какой-то мне совершенно непонятный актерский скачок - я не ожидала увидеть ТАКУЮ ее Джейн.
Что касается самой манеры подачи истории - трюк не новый, но исполнен настолько качественно и органично, что хочется сказать браво съемочной группе. Когда фильм начинается практически с ключевого момента финала истории - это изумляет. Когда развязка идет в параллели с демонстрацией картин из детства главной героини и затем той трагической истории, которая и привела к столь плачевному финалу - да, это где-то даже шокирует. Но поскольку у создателей картины было в распоряжении ограниченное количества экранного времени, мне как зрителю совершенно понятно, почему многие моменты переплели именно так, почему сюжетную канву не стали приукрашивать яркими, насыщенными эпизодами, а оставили именно такой - сплетенной из ключевых эпизодов, которые в своей логической последовательности и рисуют ту поистине акварельную нежность, о которой я говорила в начале. Это именно художественный фильм, не сериал. Акценты, акценты и еще раз акценты - с минимумом плавных переходов. Не динамично, нет, - сложно представить себе динамику в истории, рассказанной Шарлоттой Бронте, - но не пусто. Нет ни единого сюжетно неоправданного эпизода. Что подчеркивается и музыкой. Она так же нежна и акварельна, как и видеоряд, но при этом как будто становится насыщеннее, наэлектризованнее в эпизодах, где напряженность в отношениях главных героев достигает предела. Собственно, этот предел там везде, начиная с момента признания в любви. :)
В общем, смотреть, смотреть и еще раз смотреть. Всем, кто любит романтику во всех ее самых прекрасных воплощениях.
PS. А в конце я рыдала. :)