Современное фэнтези

Jun 24, 2024 02:36

По итогам поездки в Усть-Лабинск - самым ценным для меня оказалась дискуссия о современном фэнтези (которое я не читалЪ, но оБсуждаю). Итак, если брать литературу со славянскими мифологическими мотивами, то у нас есть
- славянское фэнтези, то есть место действия - некая Русь, разной степени реальности, и там действуют герои разной степени сказочности-мифичности;
- городское фэнтези, где место действия - современный город, в котором есть домовые, ведьмы, кикиморы (не болотные!)
- дарк-фэнтези, где всё жутко-страшно и фффсе сволочи
- магический реализм, то есть вещи типа "Носа" и "Портрета" Гоголя, где сверхъестественное - метафора для реальной жизни (как магический реализм можно читать и "Мастера и Маргариту").
Я из перечисленного современного читала только п.1, но о существовании остального знаю.
О причинах расцвета фэнтези я говорила уже известное вам: что это предчувствие взлета технической мощи средств связи, и привела простой пример.
Году этак в 2012 я уже вела вебинары и уехала с выставкой в Омск. Так вот, у меня в один и тот же день в 19 часов была лекция в Омске и в 19 часов - лекция в Москве в УНИКе. Понятное дело, Омск в другом часовом поясе, московская лекция - вебинар, ноупроблемз... ага, кроме психологических ;) По счастью, мне уже было известно про хроноворот Гермионы Грейнджер, так что я знала, как мне назвать свой шок и как его пережить. Ну а когда грянул ковид - слово "вебинар" или "зум" стало известно примерно всем ;)))
(Кстати, после этой дискуссии я пересмотрела "31 июня" на предмет, СКОЛЬКО всего там предсказали правильно и какие смешные ошибки в предсказаниях сделали. Возможно, я разберу его отдельным постом как-нить.)
Была озвучена известная тема превращения злых персонажей в добрые. Это тоже не ново для тех, кто меня регулярно слушает. Причина этого - в том, что общество становится менее агрессивным и риск, что ребенка съедят (в буквальном смысле съедят) падает до нуля.
А вот третья тема была для меня новой. Оказывается, появилось значительное число книг от лица Кощея, Бабы-Яги и т.п. персонажей. Объяснить это очень легко. Берем сказку как есть и человека, который ее рассказывает. Он мечтает летать, но летать не может, поэтому он мечтает, что ему ПОДАРЯТ ковер-самолет (ну или он украдет), аналогично - с любым другим волшебным предметом/свойством. Современный человек летать (пока) не может, но только деньги отделяют его от покупки квадрокоптера, чтобы он уже бы испытал чувство полета. Про золотые яблочки и серебряные блюдечки ака смартфон - молчим за ясностью, смартфон давно превзошел сказочную мощность. То есть современный человек ОБЛАДАЕТ кучей чудес и ему логично отождествлять себя не с крестьянским сыном, который ищет хоть какой гаджет, а с хозяином артефактов.
В довесок (этого не было в дискуссии) подкину еще одну мысль. Про тексты типа "Черной книги Арды", где идет инверсия положительных и отрицательных персонажей. Я сама в 12 лет начала писать поэму (ага!) про Кощея, где он сравнительно хороший и точно лучше "добра молодца". Это не просто подростковый бунт, это ощущение, что жизненный опыт наших родителей (и тем паче более старших поколений) нам не понадобится.
#посты_без_картинок_никто_не_читает

НаучноЁ, #посты_без_картинок_никто_не_читает, Литература vs литра

Previous post Next post
Up