Дюна и ислам

Mar 21, 2024 20:15

Исламские мотивы в анализируемых текстах являются приме-ром симуляции и имитации традиционного мусульманского дис-курса, потому что религиозные воззрения, описанные Ф. Гербер-том и его наследниками в своих романах, в корне противоречат и радикально отличаются от пяти столпов ислама, потому что ос-новоположник цикла и его эпигоны предприняли формально ам-бициозную, но фактически неполиткорректную попытку синтеза исламского и буддистского дискурсов. Поэтому в романах фигури-рует не абстрактные воображаемые «мусульмане», но плохо соот-носимые с мусульманскими религиозными нормами дзен-сунниты и дзен-шииты, что неприемлемо для сторонников традиционного ислама, представленного как суннитской, так и шиитской формой.
Актуализация мусульманских образов в романах цикла «Дюна» стала не только яркой и весьма удачной имитацией и стилизацией ислама, что сопровождалось использованием мусульманской ри-торики. Визуализация исламских образов стала попыткой изобре-тения традиций и конструирования альтернативных этнических, социальных, экономических и культурных сообществ. Идеальные общественные типы, описанные Ф. Гербертом и его наследниками, а также политические и исторические процессы, которые мы фик-сируем в романах анализа текстов, формирующих этот цикл, несут на себе явное влияние ислама как коллективного культурного и ин-теллектуального стимула. В этом контексте рассматриваемые тек-сты «наполнены» образами, формально связанными с функциони-рованием ислама, включая верующее религиозное большинство, на которое Ф. Герберт и его наследники проецировали мусульманские атрибуты в той форме, в которой они понимали ислам. Поэтому зна-чительная часть героев цикла формально может быть определена и описана как мусульмане, своеобразная вселенская или галактиче-ская умма будущего.

http://soc-journal.ru/jour/index.php/mssi/article/view/330/193

НаучноЁ

Previous post Next post
Up