Мне тут задали вопрос про советскую мифологию: только ли сверху ее пытались насадить, или она и естественным образом росла?
Мой ответ - выдержки из книги "Подросток. Исполин. Регресс".
...Поэму Владимира Маяковского “Владимир Ильич Ленин” современному человеку надо поставить между Дж.Мартином и В.Камшой и читать с большим удовольствием: автор берет реальные исторические факты, добавляет в них мифологии, потом еще мифологии, а потом из этого получается великолепное литературное произведение.
Мы имеем чистый возрожденный эпос. Рождение эпического героя начинается с того, что на земле расплодились разнообразные чудовища. Это можно разбирать на примере Геракла с его гидрами. Врагом Ленина является Капитализм. Капитализм в поэме Маяковского изображается в форме, которая хорошо представлена в центральноазиатских эпопеях, где главный монстр - гигант, он лежит, потому что он такой сильный, такой толстый, такой могучий, что сначала неподвижен (потом, когда понадобится, он будет довольно шустрый). Он сверхпрожорливый. Читаем Маяковского:
“Он враз
и царства
и графства сжевал
с коронами их
и с орлами.
Встучнел,
как библейская корова
или вол,
облизывается.
Язык - парламент.”
Сжевал графства и царства - хороший монстр, качественный, откормленный.
Дальше, что логично, герой должен сражаться с этим монстром. И, как нам любезно сообщает эпос тюркских народов о схватке таких замечательных персонажей, «от их битвы горы стали долинами, а долины болотами». Понятно, насколько они огромные. Это пока еще не Маяковский, это пока еще тюркский эпос. Итак, начинается гиперсхватка:
“Империализм
во всём оголении -
живот наружу,
с вставными зубами,
и море крови
ему по колени -
сжирает страны,
вздымая штыками.”
“Отсюда
Ленин
с горсточкой товарищей
встал над миром
и поднял над
мысли
ярче
всякого пожарища,
голос
громче
всех канонад.”
Смотрите, что делает Маяковский. Слова “горсточка товарищей” сразу рисует нам образ человека обычного роста, который по ходу схватки мгновенно вырастает: «встал над миром и поднял над».
Отдельно “мысли ярче всякого пожарища, голос громче всех канонад”- «Илиада»: Ахилл и бой за тело Патрокла. Маяковский, конечно, читал “Илиаду”, но я не думаю, что это цитата, потому что это отдельная тема: герой типа Ахилла и его гнев, который визуализируется как пламень или, в данном случае, сияние, и его голос, который носит разрушительную силу.
Причем Маяковский на все это выходит абсолютно ИНТУИТИВНО через МИФОЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ. Это то, что сидит в нашем подсознании, и, как и всякое мифологическое проявление, вылезает в тот момент, когда мы находимся в состоянии сильнейшего эмоционального подъема.
И да, в лекции "Исполин и регресс в культуре" - отнюдь не только Маяковский.
Читать:
https://www.labirint.ru/books/684967/Слушать:
https://mith.ru/alb/lectory.htm#COML1