Ну что, сходила на сие мероприятие, жаль, что в неудобное время, но то, что получила, - весьма плодотворно. Доклад Арторона про сновидения - познавательно. Жаль, что не попала на Кеменкири. Выставка - очень даже. Отдельно хорошо продумана развеска %)
Ну и собственно вызвавший бурные отклик зала доклад Индиля "Галерея Героев - От Беовульфа до Голлума» Эволюция героя в английской литературе" Само оно как доклад, как заметили в кулуарах, несколько странно: потому что если мы смотрим на эту эволюцию применительно к Толкиену, то что там делает Шерлок Холмс (о да, у меня Денетор местами вот это самое "Элементарно, Ватсон Таургон!", оно прекрасно в Арду вписывается, но то ж я, а не Профессор!) и некоторые другие темы тоже поскрипывают при натягивании их на глобус Арду. Но ладно, оставим это, поговорим об улове. Он большой.
Артур и Арагорн Робин Гуд и Возвращение Короля Гамлет - шшшто он тут делает?! Айвенго, Кеннет и, не поверите, снова Арагорн Портрет Дориана Грея и, блин, опять Арагорн, надоел уже! Первая и Вторая мировая
[в подробностях] Артур и Арагорн Кажется, надо напоминать народу, что Артур по Мэлори во второй части его книги отбывает в Рим, чтобы стать там законным императором. То есть Артур, на минуточку, объединяет Северное и Южное королевство, дасс, май прешшссс, это наиканонистый Канон артурианы %) Более того, по изначальной версии этого римского сюжета, Артур оставлял наместником Мордреда, тот захватывал власть... ну и далее трагический финал и "новая тень" %) Нет, кроме шуток, то, что после Арагорна королевство начинает вянуть так скоро - мне это в контексте Арды сомнительно, я высокого мнения об Арагорне, а вот через призму артурианы - самое то. Всякие банальности про то, что и Артур, и Арагорн - законные претенденты на трон, которые должны это доказать своими руками, Артур тягает меч из камня, Арагорн - сами понимаете ("Ноги Короля - ноги целителя, благородный Элессар, пните его, пожалуйста!"), так вот - это классика, всем давно известно и нечего об этом. А вот империя от Йорка и Форноста до Рима и Минас-Тирита - это да, это свеженькое.
Робин Гуд и Возвращение Короля Английская культура стояла перед дилеммой: с одной стороны, Робин Гуд - национальный герой, с другой - разбойник. И хотя реальные проблемы там 14-го века, сэр Вальтер Скотт предприимчиво перенес действие пораньше, к Ричарду Львиное Сердце, - и мы получили Возвращение Короля во всей красе, а ему на помощь спешит Серый... эээ, простите, Зеленый отряд. Ну, кстати, и Фарамир таким очень робингудствующим выглядит поначалу %) И вот он and his merry fellows - точно зеленые ребята-лучники. Что характерно, после блистательного фильма "Робин Гуд" с Эрролом Флинном, все остальные РобинГуды нерусского производства стали массово возвращать Короля, это стало штампом. Что с ватаги Робин Гуда Профессор писал дунаданов - не новость давно, это и в книге у меня есть. Ну и я добавила им робингудства в быт, фиг ли, любимый сюжет лет с семи, а то раньше.
Гамлет - шшшто он тут делает?! Вот один из тех блоков, который непонятно зачем в докладе. Потому что нет у Толкиена нерешительных героев, разве Фродо немного рефлексирует. Но зал стал бурно обсуждать. И коллективный разум родил вот какую мысль. Все знают, что Гамлет Шекспира - это конфликт между желанием быть гуманистом и необходимостью заняться диким делом мести. И, в сущности, Гамлет обречен на поражение: он предаст или отца, или самого себя, откуда "Быть или не быть". То есть он в финале НЕ достигает своей цели, хотя формально достигает ее. А вот таких "достигших цели, но тем самым проигравших" у Профессора довольно много. Навскидку: Горлум, Турин, Маэдрос... Вообще любопытно посмотреть на Маэдроса через ситуацию Гамлета. Характеры разные, кто ж спорит. А вот дилемма "светлый эльф я или кровавый мститель"... Ну и с гамлетовским вопросом у него тоже было... Горлум вот случайно сорвался, а у Маэдроса на этот вопрос есть четкий ответ. Как и Турина, кстати. Короче, желающие могут докурить. Не, недаром в списке был Гамлет! Колосиста и духовита травва сия...
Айвенго, Кеннет и, не поверите, снова Арагорн Кеннет - если кто забыл, это роман Вальтер Скотта "Талисман", к просмотру рекомендуется или ихний фильм с Рексом Харрисоном в роли Саладдина или нашенский с Жигуновым в роли Кеннета и ДжЫгарханяном в роли Саладдина же, ихняя кина лучше. В общем, Святая Земля, Ричард Львиная Пятка на всех рычит и бросается без намордника, отчего безвинно страдает простой шотландский рыцарь Кеннет, а к концу его мытарств оказывается, что под именем скромного рыцаря скрывается принц Всея Шотландии. Ога, это опять-таки скорее Арахад-Таургон, чем Арагорн, но и Арагорн слегка поиграл в то, что он скромный следопыт с Севера. А вот что совершенно замечательно заметил народ в зале: "Айвенго". Кто знает роман не по нашей кине, тот помнит, что Седрик изгнал сына за то, что он хотел жениться на его воспитаннице Ровене. То есть нелюбовный треугольник: мальчик, девочка и отец, причем одному из детей он родной, а второму - приемный. Ну и спроецировать на Элронда, который Арагорну - вот именно, приемный отец.
Портрет Дориана Грея и, блин, опять Арагорн, надоел уже! Попросил как-то Диор придворного художника написать ему портрет Таургона. Все согласны, но то художник занят срочными заказами, то Таургон в карауле... в общем, работа длилась аж 20 лет. А похоже вышло - как за один день написал! Докладчик связывал эту книгу с образом позднего Нуменора, где внешне всё красиво, а внутри прогнило. Да я не спорю, вполне себе отсылка. Но. Анализу каждой книги предшествовал ролик. И тут взят был последний фильм, с Колином Фёртом который. И смотрит Колин Фёрт ака лорд фотографии, где они с Дорианом, вот 10 лет назад, вот свежая, все постарели, Дориан ни на день. ...и меня начинает разбирать не то что смех - хохот. Потому что см. анекдот выше. Но сие - строго Канон, андунийские князья живут по 400 лет, нормальные нуменорцы к концу Эпохи - по 200, Арагорну в ВК 80, выглядит вдвое меньше и Теоден его помнит, когда сам был мелким. А вообще это очень занятная деталь. Для Уальда нестареющее лицо - символ порока, который прикрыт приличиями. Для Толкиена - прямо противоположное.
Первая и Вторая мировая Нам показали кадры хроники той самой битвы, где Толкиен участвовал, а в обсуждении говорили, что впервые в истории массово убивать людей стали машины, 85% погибших - от артиллерии, плюс газы, и до сих пор во Франции под Верденом ничего не растет, потому что сто лет назад земля отравлена вот насквозь. И мне эта безликая и бессмысленная мясорубка очень четко показалась образом Первой Эпохи, когда война ведется, но победить совершенно не, только погибнуть сейчас или позже... И твоя личная доблесть ничего не значит - даже лорды гибнут в общей массе, в балрожьем-драконьем огне и т.п. Финголфин, Фингон - да, тут хоть смерть видна, а Аэгнор, Ангрод, Ородрет?? Если брать Первую эпоху, то спасение приходит извне, если брать Первую мировую... она заканчивается не днем победы, а истощением сторон. Война, изнутри которой нет победителя... И - отравленная земля. Верден. Гибель Белерианда. А вот Вторая мировая (чего в докладе не было, а зря!) - это снова личность отвоевывает право быть на войне героем, причем (см. прекрасный фильм "Битва за Британию"!) - один в поле воин и победитель. Я имею в виду ту самую битву в воздухе, о которой Черчилль сказал "Никогда еще в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим". То есть снова рыцари, причем действительно - спасшие страну, Серый отряд (самолеты какого цвета?! - ага). И если Первая мировая - войне не пойми за что, то Вторая мировая - тут с целями и приоритетами всё понятно. Опять же к просмотру: сериал "Вверх и вниз по лестнице", где многократно возникает тема бегства евреев из Германии в Англию. В общем, Война Кольца тут очень четко.
Вот так. Индилю безусловнейшее спасибо за материал для обсуждений и размышлений. По-моему, вот то, что я сейчас набросала, - это готовый конспект статьи. Мне ее, конечно, лень писать, я лучше роман дальше писать пойду, у меня там как раз проблемы нестареющего лица %)))