Шумели КАМШИ ;)

Nov 27, 2011 02:50

...я много в чем отрываюсь от коллектива, посему прочесть "Красное на красном" и без отрыва вплоть до "Синего..." сподвиглась только сейчас. Угу. У нормальных Алькоров-Хольгеров все копья по поводу Альвы и Дика переломаны еще лет семь назад, обломки, небось, заброшены в чулан и покрыты слоем пыли (щас проверим!), а у меня девственно-чистое копье новобранца и я пошла искать, об кого бы его окропить.
Что ж, Камшу модно ругать и я тож буду ругать ;)
Эта мерсссссская эпопея просто съела, схрумкала и проглотила аж три недели моей жизни. Я читала все свободное время, половину рабочего и кусок еще какого-то. Сидеть над книшшшкой для пяти, до шести утра превратилось в норму. Работала я где-то между главами. В какой ужас я превратилась для домашних - мне и подумать страшно, но очередная победа или поражение талигойской армии выносили меня в "не-здесь" напрочь. Вот честно: в моей жизни не было книги, которая накрыла бы меня с головой.
Так шта Камша - эта оченна плохой писатель, она не дает нормально жить и работать.
Обругала. Ритуал исполнен, идем дальше.

Первая часть мерлезонского балета. Первые три книги vs все остальное, скушшшшноЁ и радиденежноЁ.
Еще не начав толком читать, я уже узнала, что с четвертого тома и до бесконечности "Этерна" портится. Угу. А еще я узнала, что Камша не стоит левой пятки Мартина, патамушта воооот Мартин - это литература, а Камша - фигня многотомная.
Ну, давайте разбираться с литературоведческим термином "фигня".
Фигня - это то, что не соответствует своему назначению. То ись если задача - крутые повороты сюжета и много магии, то таки да, "Этерна" с четвертого тома фигня, глупо спорить. А воооот если от книги, даже фэнтези, хотеть раскрытия человеческой (и нечеловеческой тож!) души, то Мартин - это чтиво с элементами порнухи, а Камша...
...а с Камшой сложно. Потому что я готова отказать "Этерне" с четвертого тома и далее (до "Синего взгляда смерти") в праве называться фэнтези. Вообще. Ибо.
Ибо фэнтези - это более или менее талантливо написанная история взаимодействия людей и нелюдей. Проблематика там - межрасовая. Люди vs эльфы или там кто. Сам факт наличия в сюжете магии - не делает сюжет фентезЬЮ. Хто мне не верит - бегом в школьную библиотеку читать Гоголя "Нос" и "Портрет". Это таки реализм. Хотя и.
Так вот пока Гастаки не начала Алву водить коридорами нуль-транспортировки - это никакое не фэнтези. Все ужасы выходцев - метафора гражданской войны и прочих прелестей межвластия. Точно так же, как ростовщик с Портрета - метафора алчности, губящей художника.
В Олларии-Ракане не происходит НИЧЕГО действительно СВЕРХъестественного. А при таком правителе вам не только хромая лошаль с маленькой ювелиршей приглючатся. Ходынки - они, тоВо, разможению призраков способствуют.
Я понимаю, что я хочу слишком многого: отличать фэнтезийный ход сюжета от метафоры, но, чьерд побьери, если один мужик говорит другому "иди на..." он же не предлагает вступить с ним в, э-э-э, близкую связь! Так и тут.
Так что б_о_льшая часть "Этерны" - это не фэнтези. Что это - я пока придержу в рукаве ;) это тема отдельная и она много шире Камши.
Сейчас я хочу сказать о другом. О том, с кем сравнить Камшу.
Вы меня извините, но для меня параллель банальна - "Война и мир". Только в отличие от Толстого, которого занимали больше его рассуждения о стратегии и судьбах народов, Камша по подходу ближе к "Севастопольским рассказам". Война крупным планом. И каждый мушкет можно пощупать.
Я осмелюсь сказать, что Камша мне интереснее Толстого... патамушта "Войну и мир" я читала четыре раза, а "Этерна" - свеженькая ;) Если серьезно, то потому, что, когда я беру в руки книгу про войну, мне хочется читать про войну. А не глобальные рассуждения и не описания человеческой души. То есть всё это тоже хочется, но всё-таки сначала - КАК проходят военные действия, как заряжают пушку и мушкет, как, как, как. Толстой воевал, его читатели воевали, они всё это знали на своем опыте, он эти детали мог опустить для СВОЕГО времени. А в наше время этого мысленного парения над войсками мало, нам бы крупный план.
Считайте, что я пристрастна (хоть к Толстому, хоть к Камше!), но для меня параллель, да что параллель - прямая линия преемственности! - окончательна и обжалованию не подлежит.

Вторая часть мерлезонского балета. Почему Герасим утопил Муму, или Дик Окделл
А вот я не ёрничаю. То ись ёрничаю, конечно, куда ж мы без ёрничания в серьезном разговоре, но доля шутки крайне мала. Проблема Герасима и Муму, между прочим, та же самая, что у Дика, подающего Алве кубок с ядом. Это Алва на Муму не похож (ну не тонет он, угу, не тонет), а Дик на Герасима тока что внешне не, а так... бесхарактерность ходячая, цвЯточек из сельской местности.
Я за Дика благодарна Камше так, что нет слов. Потому что за 20 лет в фэндоме таких Окделлов - возвышенных, произносящих клятвы, чтобы завтра их забыть под давлением любых обстоятельств - так вот, этих Диков и этих клятв я перевидела табунами.
Щенок возвышенный, типовой проект. Извините за резкость.
В обсуждениях попадалось, что злая бяка Камша Дика Окделла опускает всячески, что парень не виноват, что у него сволочь-отец, стерва-мать (ваааааа всем виновата Мирабелла!), Штанцлер тоже бяка, - короче Окделл белый и пушистый, просто его все обижают. А я бы сказала, что Камша Дику подыгрывает. Она дает ему возможность сломаться не на ровном месте, а в сложной ситуации выбора - и предать Алву из-за гнусных интриг, а не просто по бесхарактерности.
Как я понимаю, модная тема "что бы я сделал на месте Дика". Мои пять копеек. Я молчу о том, что я бы в мои бурные 18 никогда не принесла бы клятву верности убийце отца (ооооой, я б в ситуации Дика при всех наговорила б Алве таааакого, что это потянуло б на Баргелее! - не, поймите меня правильно, мне Алва очень нра, но мы ж играем в игру "я на месте"). Ладно, допускаем ситуацию, что клятва принесена. Тогда единственный выход для парня, у которого есть хоть какие-то представления о чести, - выпить этот самый яд ПЕРВЫМ. И не картинно, перед Алвой, а за кадром. Всыпал яд, попробовал (вкусно!), подал. ОК, есть еще сутки жизни. Письмо маме написать. Отомстил за отца, жизнь прожита не зря. Умер вместе с эром, достойный финал для оруженосца.
Только вот в жизни так бывает, что лжец обвиняет всех во лжи, ну а честью, соответственно, бравирует такой вот "герой".
За что я по-человечески и по-читательски благодарна Камше - это за то, что она с хирургической точностью показывает путь превращения "по молодости слабого" в полную мразь. И чем мерзее оный герой - тем возвышеннее его речи. И тем больше он говорит о верности и чести.
Для меня как для читателя сущей трагедией был подъем Придда - вроде отрицательный, но шаг за шагом совершает достойные поступки, а Окделл, в которого веришь (после отравления - уж нет), на которого еще надеешься, что выправится, повзрослеет, осознает... он всё катится, катится, катится...
Честно. Жестко.
Ну и поскольку я человек наивный, а Камша выходит многотысячными тиражами, то я хочу верить, что сия книжка убережет многих (тьфу, "многих"! - хоть некоторых) парней от этой хорошо проторенной дорожки.

Третья часть мерзлезонского балета. Сказки для разных возрастов
Первые три тома - очень-очень подростковые. Подросток, с одной стороны, пыжится доказать, какой он "настоящий", а с другой - в глубине души твердо знает, что в случае бяки его выручат. И то, что первые три тома снискали, как я понимаю, гораздо больше положительных оценок у читателей, объясняется просто тем, что мы, то ись современное общество, сидим в психологически подростковом возрасте до 30 лет как минимум. "Тебя вытащат из любой за... э-э-э, засады!" - вот лейтмотив первых трех томов. И Дик Окделл хорош в глазах читательниц потому, что его - вытаскивают. И подсознательно они, то ись ДИКие читательницы, любят Дика не за какие-то его качества, а за deux ex machina, возведенный в систему. "Он" придет. Вытащит. Вернет проигранный перстень. Простит покушение. Всё будет хорошо.
Тем, кто таки избавился от подросткого восприятия, деус экс не нужен. Но у них есть своя вера. И это вера - в справедливость. В то, что тот, кто верно служит своему Делу (знаете, да, взрослые имеют привычку работать! и не только ради денег), будет награжден, а интриган, ничтожество, гребущее под себя, - соответственно, будет от оного дела отстранено. Любым способом.
К середине эпопеи все придворные ничтожества и сволочи были изъяты из сюжета. Савиньяки, фок Варзов и т.д. - один другого достойнее. Страну после гибели Ракана НИКТО не рвет на части изнутри. Внешние враги - на любой вкус, но никакусенького внутреннего. Мразь выбили. И даж из внешних врагов остались одни достойные. От Бруно и потерпеть поражение не стыдно (тем более, у него численный перевес почти вдвое!). Кальдмеер так вообще залюбуешься.
И сказка для подростков превращается в сказку для взрослых. В сказку о Справедливости, которая придет. Неотвратимо. И даже если человеческая справедливость бессильна - придут две кецхен. И будет Бе-Ме повешен. А те, кто действительно знает смысл слова Долг, - нет, они не победят, но они получат нечто большее: они получат возможность служить своему делу дальше.
Для меня, с моим отцом, отказавшемся от Государственной премии, эта тема - ой как наболевшая. И для меня финал, где не люди, но кецхен вершат справедливость, - это таки реализм. Потому что люди бессильны встать на пути у подлеца.
Такое бывает только в сказках, так и спасибо сказке за это.

...а Алва безумно похож на Сархада, в том числе и внешне, мы с Камшой ловили один глюк, глюк поймал нас, но это не здесь и не сейчас ;)

Размышлизмы

Previous post Next post
Up