История освоения космоса началась за долго до 12 апреля 1961 и долгие годы продолжалась в режиме "гонки". И когда в июле 1975 стартовал полет "Союз-Аполлон", ему предшествовал важный политический вопрос: кто кого поимеет? Для стыковки двух кораблей в СССР использовался механизм "штырь-конус" (в простонародье "папа-мама") и договориться политическим деятелям Союза и США долго не удавалось: чей корабль будет со "штырем", а чей с "конусом"? Иными словами, кто кого поимеет?
«Золотая осень» Западного мира - 70-е годы. Экономические и энергетические кризисы, проявившийся левый террор, окончание Кубинского кризиса и войны во Вьетнаме - все это предшествовало "разрядке международной напряженности".
Еще в 1963 году Джон Кеннеди, то ли в шутку, то ли всерьез, предлагал Хрущеву идею совместной советско-американской лунной экспедиции, которую Хрущев широким жестом отверг.
Но после знаменитого "Аполлона-13", который чудом вернулся после взрыва, возникла идея программы по спасению космических кораблей. И в 1970 году начались первые разработки по технической совместимости космических аппаратов.
Началось все с атмосферы. Это на земле мы привыкли, что все люди дышат одинаковым (ну, или почти одинаковым воздухом). А в космических кораблях для создания атмосферы прибегают к различным ухищрениям.
В американских космических кораблях применяется чисто кислородная атмосфера. Она пожароопасна и не предназначена для длительных полетов, т.к. человеку нельзя долго дышать чистым кислородом при низком давлении.
На российских кораблях космонавты дышат воздухом, практически неотличимым от земной атмосферы. Комфортабельность и длительность полетов у нас стояли в приоритете. Единственным минусом такой атмосферы - более трудоемкий переход в режим "скафандра".
Возникла первая проблема совместимости атмосферы. Стало ясно, что надо создать стыковочный отсек (шлюз), где можно провести десатурацию.
Дело в том, что во избежание декомпрессионных расстройств медицина разработала определенные методы перехода человека из нормальной атмосферы в атмосферу чистого кислорода с низким давлением. Суть этих методов состоит в том, чтобы удалить, "вымыть" растворенный в крови и тканях азот. Этот процесс и называется десатурацией, который проходит в течение нескольких часов.
Но тогда стал бы невозможен быстрый переход космонавтов из одного корабля в другой, да и по медицинским показателям это можно будет сделать не более двух раз.
Над задачей бились долго. В СССР поставили множество экспериментов и нашли выход из ситуации - снизили давление в кораблях и немного изменили состав воздуха. Осталось дело за малым - создание стыковочного шлюза.
И тут уперлись политики в систему "штырь-конус". Инженерам пришлось придумывать равнозначную и универсальную систему, которая пригодилась бы для всех кораблей.
Владимир Сыромятников в КБ "Энергия" придумал новый механизм, который назывался весьма сложно - Андрогинно-периферийный агрегат стыковки (
АПАС), а работал по принципу "лепестков".
17 июля 1975 года произошла состыковка кораблей и Леонов со Стаффордом пожали друг другу руки через шлюзовой тоннель.
Кстати, не обошлось и без подначек со стороны советских космонавтов. Алексей Леонов с серьезнейшим видом вручил американцам тюбики, на которых было написано "водка", и уговорил космонавтов выпить, хотя это и "не положено".
Позже выяснилось, что Леонов наклеил поддельные этикетки на тюбики с борщом.
На этом история совместных космических программ между Россией и США взяла длительную паузу. Политические отношения между нашими странами, к сожалению, мешают плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству в космосе. А жаль...
Дружить с журналом Оригинал взят у
flowerspbmax в
Политика в космосе 70-х: кто кого поимеет