Роман Полански «Ребёнок Розмари» (1968)

Jan 11, 2011 00:47

Романа Полански считают классиком мирового кинематографа и представителем всё того же артхауса. Пока я посмотрела две его картины - «Горькую луну» и «Ребёнка Розмари». Про первый фильм я уже как-то вскользь упоминала - большого впечатления он на меня не произвёл. «Ребёнка Розмари» я решила посмотреть после того, как прочла массу положительных отзывов на этот фильм.
Фильм снят по одноимённому роману Айры Левина. Книгу я не читала, поэтому не могу судить о том, сколько привнесено в действие самим Полански. Но все ведь помнят о том, что в фильме всё решает режиссёр, к тому же именно он выбирает материал. Поэтому я всё же скажу о сюжете.
Молодая пара Вудхаусов переезжает в новый дом, их соседи - пожилая чета, которая сразу же после знакомства навязывается им в друзья. Розмари они кажутся несколько навязчивыми, а Гая неожиданно заинтересовывают рассказы Романа, теперь он часами пропадает в соседней квартире.
Кажется, жизнь супругов после переезда налаживается: актёрская карьера Гая идёт в гору (до этого он не мог получить ни одной нормальной роли, на вопросы о деятельности мужа Розмари приходилось всем отвечать одной и той же фразой: «Он играл в «Лютере» и «Никто не любит альбатроса», кроме того, он много работает на телевидении и радио»), Розмари узнаёт, что беременна, милые соседи постоянно стараются помочь молодым супругам, даже «по знакомству» направляют Розмари к знаменитому врачу, к которому вовсе не попасть. Всё было хорошо до тех пор, как Розмари не пожаловалась подругам на непрекращающиеся нечеловеческие боли и те не сказали, что это ненормально, и не посоветовали ей обратиться за консультацией к другому врачу. Когда Розмари говорит об этом своему мужу, впервые у них происходит скандал, а тут ещё и хороший друг Розмари перед смертью передаёт ей книгу о чёрной магии, в которой говорится, что её новый сосед Роман - сын знаменитого чернокнижника. Анализируя последние события своей жизни, Розмари понимает, что стала жертвой заговора, её муж вступил в сговор с нечистой силой, чтобы построить успешную карьеру. Побег из дома не удаётся, после родов ей сообщают, что ребёнок умер, её держат дома, отпаивают таблетками… Но через некоторое время она слышит детский плач, доносящийся из соседней квартиры. С ножом проникает в соседнюю квартиру, видит там своих «милых соседей», мужа, врача, сиделку и других окружавших её в последнее время людей. В углу комнаты стоит детская кроватка с чёрным пологом, Розмари сразу же бросается к ней, но тут же в ужасе отступает: оттуда на неё смотрят совершенно нечеловеческие глаза. «Вы ещё ножек и ручек не видели», - восклицает одна из присутствующих. Розмари сообщают, что нет ничего удивительного, её ребёнок просто похож на своего отца - сатану, а она - единственная из всех женщин земли удостоена такой чести. Единственное, о чём её просят, - просто стать матерью своему ребёнку и воспитать его. Всё заканчивается идиллической картиной - Розмари с улыбкой качает колыбель младенца.
Ребёнок от нечистой силы… Ничего не напоминает? Там, «Омена», например? «Изгоняющего дьявола»? И другие подобные фильмы, множащиеся год от года? Правда, интернет утверждает, что эта волна вошла в кино именно после фильма Полански.
С самого начала фильма нас начинают давить разными подозрительными совпадениями, которые, впрочем, тут же сглаживаются. У дома, в который собираются переехать Вудхаусы, весьма плохая репутация. Например, становится известно, что когда-то здесь жили сёстры, которые зажарили и съели нескольких младенцев. Супругов нисколько не пугают истории, в реальность которых им не очень-то верится, и зритель не особенно концентрируется на них. Когда супруги осматривают квартиру, в которую собираются въехать, агент по продаже вдруг обнаруживает, что кладовка задвинута шкафом, а ведь одинокой старухе, жившей здесь до сих пор, сдвинуть шкаф было бы не под силу, однако супругов опять ничего не настораживает, и после недолгого размышления они покупают эту громадную дорогую квартиру. После переезда Вудхаусов не смущают ни соседи, из квартиры которых доносятся странные напевы ("просто магнитофон работает"), ни напитки со странным привкусом, которые для них готовят всё те же соседи ("какие добрые люди"), ни странная смерть новой знакомой Розмари, которая кончает жизнь самоубийством ("бедная девушка"), как потом Розмари не смущают ни внезапная слепота коллеги Гая, из-за которой муж получает важную роль в спектакле, ни смерть близкого друга, по неизвестной причине оказавшегося в коме (а мы-то сразу вспоминаем о том, что бывшая владелица квартиры, в которой теперь живут Вудхаусы, тоже по непонятной причине умерла в больнице после 3х месяцев комы; «что-то здесь нечисто», - какие мы догадливые)…
То, что начиналось как бытовая история, постепенно превращается в мистическую драму, которая практически не держит в напряжении, что обычно характерно для такого рода фильмов, где обстановка обычно нагнетается зрелищностью, обилием спецэффектов, ужасающих подробностей и т.п. В «Ребёнке Розмари» ничего подобного мы не находим (рановато для спецэффектов-то). Полански нам даже не даёт возможности прийти в ужас от страшного вида ребёнка дьявола (мелькает там несколько кукольных кадров, которые не меняют общей картины). А единственный предмет в квартире сатанистов, напоминающий об их деятельности, - милая детская кроватка с чёрным пологом, стоящая в углу комнаты. Сцена изнасилования Розмари дьяволом - около 10 минут общего действия - сон в чаду с постоянно меняющейся обстановкой.
В центре внимания Полански и зрителей - драма самой Розмари, которую предаёт муж, которая оказывается одинока в борьбе против заговора сатанистов. За героиню мы должны переживать, ей сочувствовать и в конце растрогаться от того, что в итоге материнский инстинкт Розмари берёт верх и она принимает дьявольского ребёнка.
В довершение всего, действие «Ребёнка Розмари» растянуто на 2 часа 11 минут (вспомним «Горькую луну», которая длится 2.16).
В общем, Полански, видимо, совсем не мой режиссёр.

фильмы

Previous post Next post
Up