Как не найти достопримечательность и получить от этого удовольствие

Jul 26, 2014 18:21

В поезде Семипалатинск-Кызылорда немолодая женщина рассказывала, как после переезда из Алма-Аты в Киров впервые попала в настоящий лес. С ёлками, грибами, малиной, болотами. За почти пятнадцать лет проживания в России этот первый выход в неизвестную природную среду остался её самым сильным впечатлением.

Я вышел чуток не доезжая Алмат, в "казахском Лас-Вегасе", Капчагае. С целью добраться до затерянных на берегу бирюзовой Или наскальных рисунков Тамгалы-Тас. Учитывая июльскую жару и довольно большой рюкзак, запасся водой и координатами с проверенного сайта. Казалось бы, при должном упорстве и везении с автостопом путь до объекта будет не так сложен.





От станции Капчагай до нужного ответвления дороги 7 километров. Топать приходится в горку, но виды Капчагайского водохранилища стоят подобной прогулки. Жалко, не получается фотографировать - охрана плотины строга и бдительна.

Казахи в своей массе относятся к путешественникам абсолютно нейтрально - любопытство и деятельное желание помочь здесь редкость, но при этом на прямое обращение о помощи всегда откликнутся. То же с автостопом - лениво спросят про оплату, но согласятся подбросить без денег. Через полчаса после выхода на трассу я уже покинул низколетящую машинку. Навигатор показывал расстояние до Тамгалы всего в 6 километров.

Шум мотора удалился с невероятной быстротой. А розовая полосочка на экране навигатора уводила прямо в бесконечность степи.

Сразу вспомнилась та самая казахская женщина, впервые вошедшая в северный лес. Степь, если ты ни разу в ней не был, ощущается совершенно инопланетным местом. Это совсем не тот ландшафт, что видится тоскливыми сутками из окон казахских поездов, машин и автобусов. Степь - она большая, живая и далеко не плоская.

Кажется, Саша Барон Коэн сделал для популяризации Казахстана среди туристов куда больше, чем правительство страны - в Штатах даже вышел путеводитель "От Бората". С туристической инфраструктурой в весьма богатой на интересные места стране беда. Объекты, находящиеся за пределами городов, доступны автотуристам и экскурсионным группам. Для самостоятельных путешественников, пользующихся общественным транспортом, поиск и добирание до отдалённых достопримечательностей становится приключением на ровном степном месте.

Попробуйте отыскать в интернете хотя бы адекватный алгоритм попадания в пещеру Белая мечеть (Багдибекскую впадину), в Бекет-ата, к Гайып Ерен Кырык Шилтен...при подробном штудировании форумов встречаются даже координаты "мест силы", но доверять им с учётом масштаба степей нет никакой возможности.

Самый проверенный способ - обратиться к сайту всемирного наследия. Для каждого объекта здесь прописан своеобразный паспорт, включающий подробное описание, фотогалерею и расположение на карте. Только вот с картами у ЮНЕСКО творится полный бардак.



Ситуация с Тамгалы Тас. Жёлтая метка - ЮНЕСКО, красный кружок - моя. Расстояние между ними больше сотни километров. Неслабая ошибка в позиционировании.

Более достоверный сайт - ГеоХак. Им, кстати, пользуется Википедия. Отсюда википедийная беда - координаты заносит каждый, кому не лень, и проверить их достоверность сложно. А википедийные координаты, понятно, самые тиражируемые в сети. Так возникают навигационные фантомы.



Зато у ГеоХака существует серьёзное преимущество - подача координат сразу в двух системах. Не нужно пересчитывать секунды в десятичные на калькуляторе.

По координатам ГеоХака я и потопал через степь.

Отутюженная гладкость степей - ошибка зрения. А в регионе Семиречья, где процессы эрозии длятся тысячелетиями, как раз ровных участков и не очень-то много. Чем ближе к реке Или, тем круче провалы, холмы и каньоны.

Если через степь идёт дорога, пусть небольшая, почти занесённая песком - надо идти по ней. Местные жители неплохо разбираются в объезде многочисленных препятствий. Простая попытка срезать напрямки, увы, приводит к искусственно найденным приключениям, грозящим усталостью и обезвоживанием.



Каньоны живут по своим правилам. На идеально ровной поверхности вдруг возникает провал, и провал не маленький. Приближаться к нему опасно - каньончик сильно живой. Если большие старые ущелья можно преодолеть по конским тропам, малышей приходится обходить.

Лошадиные тропы, впрочем, зачастую выводят на самих лошадей, а порой и на одиночно пасущихся быков. Испытывать их любопытство нет никакого желания - мирного быка отдельно от стада не поставят. Приходится ускоряться и уходить по приличной дуге.



На песчаных склонах ноги постоянно проваливаются в норы. Остаётся надеяться, что их населяют милые пушистые суслики, а не злые кусачие гремучники.



Иногда свежие провалы обнажают выходы нор - на глубине до трёх метров. Под степью - настоящие звериные города.

Форсирование четырёх каньонов по сорокаградусной жаре начисто лишило сил и запаса воды. Хорошо, впереди замаячила голубая лента реки, окаймлённая изумрудной полоской растительности. До заветных координат оставалось полтора километра.

Вдоль реки проходит единственная накатанная дорога. Или пользуется популярностью у жителей Алма-Аты, и по выходным на её берегах нет свободного места. В будний день отдыхающих также немало, что оставляло надежду на возможность нахождения транспорта на обратный путь.

Розовая полоска на навигаторе оборвалась прямо посреди дороги. Вокруг - степь, ни намёка на скальник или каменную насыпь - а ведь уникальные наскальные рисунки Тамгалы предполагают наличие приличного количества булыжников.

Бегать по берегу в поисках спрятавшихся ликов пяти Будд - ни за что. Очевидно, координаты подвели. Спросить дорогу не у кого. Остаётся найти свободное место на берегу и погрузиться в бирюзовый холод прекрасной речки.



Или - река необычная, хотя бы тем, что при всех характеристиках быстрой ледяной горной речки пробегает по выжженной ровной степи. Чиста, холодна и просто чудесна. Прибавляет сил на обратную дорогу.

Заодно выстирал запылённую одежду - под полуденным солнцем мокрая ткань давала дополнительных полчаса прохлады. Да и не так стыдно ловить попутки в облачении, свободном от слоя степного песка.

Пополнил запас воды и даже выпил литр не вылезая на берег. Без последствий.

Едва поднялся в горку - остановилась машинка. Пара из Алма-Аты искала выезд на трассу, свободный от песка. Попросился в попутчики - взяли.

Уже на выезде в диалогах со встречными водителями выяснил - реальное расположение Тамгалы-Тас находится в 5 километрах восточнее координат. Если ориентация Север-Юг оказалась точна до метра, горизонтали слегка подвели.

Впрочем, ни разу не жалею о недостигнутой цели. Есть повод вернуться. А опыт первого знакомства со степью и её обжигающей рекой до сих пор вызывает мечтательную улыбку. Наверное, так умиротворённо улыбаются Будды Тамгалы-Тас, поглядывая на мечущихся по степи путешественников с навигаторами в руках.

факты, отчеты, регионы - Азия, объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, Казахстан

Previous post Next post
Up