Удивительный факт - самые положительные тенденции в ценообразовании на авиаперевозки наблюдаются ни где-нибудь в инновационно-продвинутой столице и не в бесконечно переприватизирующем убогое Пулково Питере, а в одном из, казалось бы, самых коррупциогенных регионов страны - Дагестане.
Год-полтора назад ситуация с ценами на Авиабилеты на востоке Кавказа выглядела удручающе. Махачкала и Грозный были наглухо закрыты монополистами "Дагавиа" и "Грозный-Авиа". Цена билетов в обе стороны из столицы плавала в районе 18-20 тыс. руб., при этом выкупать их за такие деньги следовало хотя бы не позднее, чем за пару недель до поездки. Да, и лететь приходилась на ЯК-42. Иногда на ТУ-154.
Соответственно, Чечня и Ингушетия дружно летали через Владикавказ. В Грозном таксисты наловчились собирать машины прямо к конкретным рейсам. Цена такси (1000 руб туда-обратно) в любом случае компенсировала разницу в цене на билеты. Во Владикавказе низшую ценовую планку держал (и держит) "S7", неплохо обосновавшийся на всем пространстве от Сочи до Грузии.
И тут случилось неожиданное. То ли у "Дагавиа" закончился откатный бюджет, то ли не поделили очередные федеральные транши. Так или иначе, после пары громких скандальных проверок в декабре 2011го "Дагавиа" лишают лицензии на осуществление пассажирских перевозок.
А дальше - совсем уж неожиданный ход. Впервые на региональном уровне объявляется политика "Открытого неба". Правительство Дагестана перестает вмешиваться в дела авиаперевозчиков и объявляет не только свободный доступ в аэропорт Махачкалы, но и вольный выбор авиаперевозчиками направлений следования. То есть, сегодня столица Дагестана может принимать прямые рейсы хоть из Якутска - было бы желание перевозчика. Допустим, вчера из Москвы в Махачкалу со мной летели ребята, возвращавшиеся "Якутией" через Новосибирск из Таиланда. Раньше для Дагестана Таиланд был доступен разве что через Баку и Эмираты, а сегодня молодежь выбирает более бюджетный крюк через Сибирь.
Пока что у шестерки основных перевозчиков, пришедших на рынок Махачкалы, особых амбиций по развитию сети далее Москвы не наблюдается. А вот ожидаемая уже к концу года "Авиакомпания Кубань" заявляет о намерениях связать короткими перелетами Махачкалу с Краснодаром, Сочи и даже ростовом-на-Дону. Такими темпами к концу 2012го на Кавказе вполне сформируется отдельный локальный рынок бюджетных авиаперевозок, что, несомненно, скажется на привлекательности региона среди туристов.
И вот еще. Странное дело, но ни "S7", ни тем более национальный авиамонстр номер один "Аэрофлот" на дагестанском рынке не появились. Конкурировать с "Якутией" и "VimAvia", снизившими стоимость перелета Махачкала-Москва с 10 тыс. руб. середины 2011г. до 3,2-3,4 тыс. руб. при раннем бронировании в конце 2012го - задача не из простых.
Да, и появилась возможность покупать билеты за сутки, а то и в день перелета без адских наценок и кучи посредников. Год назад достать билет на редкий самолет "Дагавиа" само по себе было проблемой, а ко дню вылета перекупщики заламывали прайс до 16 тыс. руб. за один сегмент. А сегодня вот спокойно по интернету выкупил билет на завтрашний вечер за 4400. Дороже раннего бронирования, да, но все равно дешевле места в купейном вагоне.
Подозреваю, что как раз падение объективных конкурентных цен на авиаперевозки ниже психологической планки "цена купе" и не дает полноценно развивать политику открытого неба по всей стране. 9 ежедневных рейсов Махачкала-Москва и обратно полностью закрывают потребность региона в перемещениях по среднему ценовому сегменту. Зайдите на сайт бронирования РЖД - на ближайшие даты полно купейных мест. Еще год назад такая картина была бы, как минимум, странной. Поезда выкупались за месяц-полтора и мне приходилось выбираться из Махачкалы, допустим, автобусом до Волгограда и уже оттуда ловить проходящие составы.
А сегодня - кому нужно душное скучное купе на двое с лишним суток тошнилова, если есть возможность улететь за сопоставимые деньги слегка потрепанным 757м "Боингом" за 2 часа с копейками? А цены на аэроэксперссы не идут в никакое сравнение с ценами на еду и напитки в районе железнодорожных станций, потребляемые скучающими пассажирами под очередную канистру подпольного кизлярского коньяка.
Очень надеюсь, что пример Дагестана не окажется незамеченным. Опыт Махачкалы показывает, что бюджетные перелеты по России все-таки обходятся дешевле среднего ценового сегмента железных дорог, что абсолютно обосновано с позиции ценообразования на данных видах транспорта и вполне соответсвует фактически сложившемуся рынку пассажирских перевозок в той же Европе.