Обидно порой сидеть на Кавказе, слегка привязанным к работе. И вроде как сам себе хозяин, никто не заставляет с утра до вечера пялиться в ноутбук - но осознание дефицита времени на исполнение проекта зачастую сильнее ежедневного желания освоить новую территорию.
В Карачаево-Черкессию хотелось давно. А тут она вдруг столь близка - час на маршрутке до Черкесска. Но самые интересные горные районы, увы, выбиваются за рамки однодневных путешествий. Маршрутка Ессентуки-Архыз ходит один раз в день, рано утром, и то - если водитель соизволит завезти пассажира на ессентукскую автостанцию. Обратно, соответственно, выезжают так же утром. Итого - минимум два дня. А времени-то нет.
В общем, подумали и решили съездить в Архызское ущелье с однодневной экскурсией. Тем более, что до полноценного Архыза экскурсия не доезжает, но позволяет посмотреть ряд интересных объектов по дороге, ради которых выходить из общественного транспорта крайне неохота.
Три объекта Архызского ущелья, находящиеся в непосредственной близости друг от друга. Помимо перечисленных телескопов и фрески экскурсантов завозят в древнее аланское городище, на территории которого неплохо сохранились две старые византийские церкви. Признаюсь, от византийских церквей за последние пару лет подустали - камеры остались лежать в рюкзаках.
Место паломничества номер один в ущелье - так называемый "Лик Христа". С какого-то перепуга открытое в 1999м году наскальное изображение называют "самой старой иконой в России". Если разобраться в терминах - икона наскальной быть не может. Это как максимум фреска, а сохранившихся фресок 10 века в стране, к счастью, хватает.
Уникальность архызского лика скорее в другом - в месторасположении и качестве работы. Про открытие фрески можно
почитать в сети - два брата из ближайшего села рассказали местным археологам о том, что видели в скалах необычное изображение, напоминающее икону. Археологи, прочесав практически отвесную гору, это самое изображение нашли.
Глядя на гору со стороны невольно задаешься вопросом - а что, собственно, местные жители забыли на скалах? Обрывистые края, "живые" камни, обвалы и никакого практического смысла забираться в подобные дебри. По классической истории - охотились.
Стрелками отмечены: красной - месторасположение фрески, синей - примерное начало подъема к скале.
История лика, впрочем, была восстановлена быстро. В 10 веке на противоположном берегу Зеленчука стояло крупнейшее на Кавказ аланское городище. То самое, в котором сохранились византийские храмы. Византийские монахи, отстроив храмы и покрестив аланскую знать, ушли по вполне распространенному в то время обычаю в горы. Недалеко, но труднодоступно. Оборудовали пещеру и мирно отшельничали. На одной из стен пещеры, собственно, и был нарисован лик.
Со временем стены пещеры обрушились и изображение открылось. Оно и сейчас слегка прикрыто козырьком, оставшимся от пещерного потолка.
Если отъехать от церкви, за которой начинается лестница, ведущая на скалу, с полкилометра в сторону Архыза, в скальной стене прямо возле дороги можно увидеть множество прямоугольных тоннельчиков. Это - старое аланское захоронение, за которым и присматривали монахи-отшельники.
Обычно в таких могилах замуровывали больных чумой или холерой. Через узкий лаз им ежедневно подавали еду. Когда миска с едой оставалась нетронутой, лаз заделывали. Кормление страждущих и молитва об успокоении душ умерших оставались за монахами.
Металлическая лестница в 560 ступеней. Не так трудно, как кажется. Раньше до скалы добирались немногие - ползком по отвесному склону и кувырком обратно.
Сразу и не поймешь - куда смотреть. Археологи, впрочем, тоже неоднократно пролезали мимо лика. А ведь тогда он был куда ярче и красочнее.
Сегодня деревья вокруг фрески спилены. За пару лет от жесткого горного солнца краски выцвели. Некогда желто-голубое изображение стало совсем белесым и незаметным. Природные краски (преимущественно охра) - типичные для византийских фресок 10 века предназначались для закрытых от прямых солнечных лучей помещений.
Навел телевик туда, где больше всего решеток - точно, оно.
В дневном свете разглядеть невооруженным глазом трудно. А ведь почти полтора метра высотой картинка.
Стоит лишь погуглить картинки и удивиться яркости красок пяти-шестилетней давности. Плюс - найдете массу снимков туристов, добравшихся до цели и прикасающихся к изображению. Вера в силу фрески сделала свое пагубное дело - краски потихоньку отковыривали, на удачу. Как кусочки реликвии.
Зато виды со смотровой площадки открываются шикарные.
Плюшевые горы. Напомнили мангровые горы Палау.
В верховьях Зеленчука идут дожди, и он на глазах наполняется грязной водой. Пока гуляли по берегу, уровень реки заметно поднялся, течение усилилось.
От скалы с ликом до
телескопа - порядка 20 километров в гору. Пока поднимались, дождевые тучи сползли вниз с архызских хребтов. Начался ливень.
Телескоп расположен на площадке горы Пастухова, на высоте 2100м. Ниже дождевых облаков, увы.
850-тонная махина обсерватории скрывает в своих недрах зеркальный телескоп с шестиметровым (в диаметре) зеркалом. На момент запуска в эксплуатацию (1975) и до 1990х был крупнейшим зеркальным телескопом в мире.
Попадание внутрь обсерватории - процесс конъюнктурный. Сегодня пускаю, завтра вдруг доступ закрыт. Для экскурсий, опять же, проще, а информации от самостоятельно приехавших гостей, оставленных за порогом, в сети хватает.
Внутри, впрочем, кроме самого телескопа - ничего сверхъестественного. Поход в московский планетарий показался более познавательным.
Сам телескоп. Снимать его через порядком запыленное толстое стекло - не самое приятное занятие. HD-изображения с камер на сайте лаборатории куда интереснее.
Кран, используемый при монтаже/демонтаже зеркала - всегда наготове.
Спустились вниз на ужин. Решили узнать секреты местных хычинов. Это традиционное кавказское блюдо готовят кто во что горазд. Странно, но нам как людям из Твери слово "хычын" очень даже знакомо - так называют чебурекоподобные изделия, продающиеся повсюду в районе ж/д вокзала. В Нальчике "хичины" - это скорее блины из теста, в которое добавлено картофельное пюре. Черкесские же "хычины" - ближе к тверским, но куда более нежные и пышные. Бывают с сыром или мясом внутри.
Самое популярное блюдо на трассе, ведущей в ущелье.
"Собранный" хычин по краю опускают в кан с кипящим маслом. Местные женщины недовольны - по их словам, домашние хычины готовятся без масла, на хорошо раскаленной сковороде.
Три минуты - и готово. Берем пиво, идем кушать!