В минувшие выходные на Елагином острове прошел очередной этап петербуржского музыкального фестиваля Stereoleto-2012. И не смотря на то, что в Петербурге стоит весьма не летняя погода, StereoДЕНЬ удался на славу, в чем велика заслуга организаторов мероприятия. StereoДЕНЬ изначально позиционировался, как мероприятие для всей семьи, и выбор ЦПКиО, в качестве площадки для его проведения, был идеален практически по всем параметрам. И если главная сцена фестиваля находилась в пределах площади стадиона и выглядела стандартно для летних Open air-ов, то малая сцена располагалась во дворе недавно отремонтированного Конюшенного корпуса Елагина Дворца, что сразу предавало выступлениям артистов особую атмосферу камерности и антураж XIX века. Да и данное ей название - Bastille Stage (14 июля; день концерта совпал с Днем Взятия Бастилии), внесло дополнительный шарм и избавило от приставки малая, которая придает легкий оттенок второстепенности в сравнении с выступлениями на главной сцене. Стоит отметить и удачную схему вечерней части фестиваля, когда выступления артистов на разных сценах начиналось с временным сдвигом друг относительно друга. Оно позволяло, если и не в полной мере, то хотя бы частично послушать всех исполнителей.
Многообразие коллективов также выгодно отличало StereoДЕНЬ от большинства подобных мероприятий, и именно оно во многом позволило отстоять заявленную организаторами семейность фестиваля. Днем школьники и студенты могли насладиться выступлениями молодых коллективов; поплясать под задорные композиции Че Морале и томского коллектива Sun Дали, удивиться способностям голосовых связок чемпиона Франции в популярном сейчас направление beatbox Beasty или впасть в легкую меланхолию от лиричных песен The Retuses. The Retuses должны были понравиться и более взрослой аудитории, через их творчество красной линией проходит поэзия Сергея Есенина и форма, в которой они ее преподносят, заслуживает особого внимания. Думаю, «Письмо к женщине» в их исполнении стоит на одном уровне с песней "Москва" (также на стихи С. Есенина) легенд русского рока Монгол Шуудан и со временем получит широкую известность и любовь масс. К сожалению, на их выступление не лучшим образом был отстроен звук, и это могло немного испортить общее впечатление у неподготовленного слушателя.
А в это время на главной сцене любители рока могли за бокалом пива (в Бастилии большим спросом пользовались круассаны) насладиться сетом от Евгения Федорова и его нового коллектива Zorge. Прошлогодние обладатели премии Степной Волк в номинации Музыка показали, что не зря ее получили. Фирменный вокал Федорова и интеллигентность, помноженная на качественный саунд, характеризуют их выступление наилучшим образом. Выступавшие после них Серебряная Свадьба стали им полной противоположностью. Разухабистые, ярко накрашенные и веселые, они без сомнения должны были порадовать всех любителей творчества Верки Сердючки и маленьких детей, которым не столь важен смысл происходящего, сколь его эмоциональная окраска. Всех развеселившихся обратно в грусть должны были вогнать Karamazov Twins. Хотя их "Водка" прекрасно бы пошла не только на Серебряной Свадьбе, но и на любой другой.
В честь Дня Взятия Бастилии французский электронный дуэт Zombie Zombie устроил хоррор-дискотеку на Bastille Stage. Звуки, извлекаемые ими, как будто специально созданные для саундтреков к футуристическим фильмам ужасов, никого не испугали и превратили территорию перед сценой в дискотечный танцпол. Но даже они не смогли сравниться с вышедшими после них на сцену Ramzailech. Группа изначально потрясла всех своим внешним видом - на фоне лысого барабанщика, гитариста с ирокезом и похожего на кубинца второго гитариста, вокалист группы в костюме с галстуком и флейтой смотрелся "белой вороной". И с первых секунд их выступления начался настоящий hardcore, который мало кто мог себе представить на этом фестивале. Близость музыкантов к публике способствовала всеобщему веселью, гитарист с вокалистом спрыгивали со сцены в толпу и, продолжая играть, на своих инструментах помогали организовывать танцы. Только музыканты The Retuses стояли в стороне и не поддались чарам Ramzailech, не захотев в отличие от Есенина захлебнуться бы в этом угаре. Группа не хотела уходить, а публика ее отпускать, так что организаторам даже пришлось несколько раз предупредить артистов о том, что время их выступления вышло и сцену пора освободить. Несомненно, Ramzailech стали главным открытием фестиваля, и нашли себе много новых слушателей в Санкт-Петербурге в этот день.
Петр Мамонов уникальный поэт и музыкант. Неслучайно его имя стояло в афише на втором месте. Все, что он делал на сцене, порой больше напоминало театральное представление, а его слова и песни были пронизаны мудростью прожитых годов и рок'н'роллом. Удивительно, сколько юмора и простоты в его правильных словах жизнь без прикрас, какая есть. Слушаешь и киваешь: Да, точно! Все так. Вроде ничего особенного, но слушаешь и хорошо.
Завершала концертный день Regina Spektor. После всех выданных в прессе авансов многие в этот день пришли на фестиваль именно из-за нее. Наступил уже поздний вечер и в тишине большого города звуки ее рояля разлетались далеко за пределы концертной площадки по темным дорожкам парка. Когда музыка стихала, в прохладном воздухе чувствовалось напряженное внимание. Не было бурных оваций, было видно, что ее музыка заставляет людей задуматься. Например, задуматься о том, что во всех сказанных о ней громких словах гораздо больше пиара и рекламы, чем уникальности и таланта.
Stereoleto в очередной раз подтвердил свой высокий статус среди летних фестивалей Санкт-Петербурга и европейский уровень организации. Каждый пришедший этим летним Stereoднем нашел что-то для себя, и обычная суббота окрасилась для него в краски современной и актуальной светлой музыки.
Этот текст на JAMSESSION.RUостальные фотографии ЗДЕСЬ