Хороши или плохи были реформы Петра, но без их проведения нас, вероятно, ждала бы участь Китая, который западные державы терзали на протяжении столетий.
Петровские реформы дали возможность избежать такого сценария. Обратной стороной этого стало усиление роли государства и его полное преобладание над обществом. Но Петр действовал теми методами, которые были для него доступны и соответствовали тогдашнему уровню социально-экономического развития России.
Можно, конечно, критиковать его действия, но нельзя не признать их эффективности во многих сферах общественной жизни. Социальные и исторические издержки правда тоже были велики, но по большому счету его реформы позволили сохранить и развивать дальше российскую цивилизацию, как своеобразную историческую модель, совмещающую в себе черты как Европы, так и Азии. Петр балансировал между двумя этими культурно-цивилизационными парадигмами исторического развития, превратив Россию в великую евро-азиатскую державу. Россия в отличие от Японии и Китая почти всегда была открыта в той или иной степени для Западного мира. Проникновение элементов западной культуры происходило постоянно, но только при Петре их критическая масса превысила все мыслимые пределы. Модернизация русского общества шла и до Петра, причем в значительно более разумных формах. Следствием этой чрезмерно ускоренной модернизации стал раскол общества, просуществовавший вплоть до 1917 г. Как правило, после петровских реформ превозносили достижения западной цивилизации, но совершенно не показывали их негативных последствий.