Alex Kampf османизация москвы. (в оригинале париж). идея была такая сделать улицы настолько широкими, чтоб их не удалось забаррикодировать в случае беспорядков. после реконструкции осамана французских революций больше не было
Валерий Кичин12 ч ·
к раз предлагает жителю максимальные удобства. Вот я только что из Берлина - там климат ненамного лучше: и дожди, и снега. Но почему-то каждый раз по приезде в первый же день меняешь московские грязевые ботинки на танковой подошве на черные корочки, и если за неделю смахиваешь с них несуществующую пыль, то исключительно для успокоения совести. На тротуарах хоть сиди, хоть лежи, если хочется - не запачкаешь даже белоснежную рубашку. Приходя в гости, не нужно просить тапочки - ботинки сухие и чистые.
Почему?
Да потому, что умеют поддерживать порядок и знают, как хранить чистоту. Например, не вываливают в газонах землю так, чтобы жижей стекала на тротуары. А если выпадет снежок - через час все снова чисто и сухо: есть кому и чем его убрать. И даже дождик здесь не оставляет на машинах грязных разводов: все кажется стерильным.
Это первая примета европейского города.
И вторая, по затронутой теме.
Киосков и тележек с сосисками, водой, сэндвичами, пивом и шаурмой - на каждой площади десятки. И даже не такие фундаментальные, как сносимая "Пирамида" - просто киоск или фургончик с окошком (см. фото, сделанное на Потсдамер платц). И столики, чтобы поесть. Киоски даже на перронах метро, не говоря о выходах из метро. Выходя из метро на Потсдамер платц, я лавировал между столиков кофейни - и ничего, меня не убыло. Зато всегда мог там съесть булку с кофе.
Фургончики и киоски везде. Они светятся и пахнут вкусным, они создают городскую среду и тот уют, которые в Москве сейчас уничтожают.
Понимаю: Берлин - не Париж. Хотя и в Париже полно этой инфраструктуры, мелкого бизнеса, создающего жителям маленькие, но важные удобства.
Таксист вез меня из аэропорта в Москву и тоскливо говорил: вот здесь был хороший кавказский ресторанчик. А вот здесь - "Связной". А здесь целый мини-маркет. А теперь за каждой мелочью нужно идти за пять кварталов в дорогущий торговый центр!
И я тоже помню лица всех этих давно знакомых продавщиц, которые всегда посоветуют, какую колбасу только что привезли, и какие сдобы посвежее. Они были вежливы, приветливы, радушны. Их больше нет - меня лишили круга приятного общения с хорошими людьми. А эти хорошие люди, вероятно, теперь ищут, чем кормить семью - работы, которую они так здорово научились делать, уже нет.
Теперь бродим по мертвым пространствам супергигантов и роемся в кучах расфасованной продукции неизвестного происхождения, вкуса и возраста.
И по мертвому пространству Москвы, где планомерно уничтожаются все признаки живой жизни.
Это называется "делать из Москвы европейский город"?