Давеча выдвинулся в ГМИИ на выставку из коллекции князей Лихтенштейнских, дворец которых я в Вене посетил, причём, очень удачно: вскоре после этого там запретили индивидуалов и оставили только групповые экскурсии по предварительной записи. Дворец-то до сих пор используется по прямому назначению! А народ туда пускают чисто из благотворительности, но за деньги. В тот раз билет на постоянную экспозицию стоил где-то восемнадцать евро при том, что в Художественно-исторический - двенадцать! А на временные выставки - за отдельную плату вообще. Комплексный с обедом стоил где-то так не меньше тридцати.
Итак, что сказано про выставку на
сайте ГМИИ:
Коллекция Князя Лихтенштейнского по праву считается одной из лучших среди музеев мира. Именно здесь хранятся хрестоматийно известные произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Жака (Якоба) Йорданса и их современников.
На выставке ... показано 55 картин кисти выдающихся фламандских живописцев XVII века. Они во всем блеске демонстрируют различные грани таланта этих замечательных живописцев. Выставку откроют картины Питера Пауля Рубенса (всего 19 произведений), исполненные в разные периоды творческой деятельности мастера и относящиеся к различным жанрам. Прежде всего, это портреты, крупноформатные произведения на религиозные и мифологические сюжеты. В их числе всемирно известные шедевры «Портрет Клары Серены, дочери художника» и «Нахождение младенца Эрихтония».
Большой интерес для зрителей представляет одновременный показ хорошо известной картины Рубенса «Марс и Рея Сильвия», эскиза к ней и вытканной по нему шпалеры. Они позволяют наблюдать развитие авторского замысла от камерного эскиза к большеформатной композиции.
Другая крупная фигура - Антонис ван Дейк. Он снискал широкую прижизненную славу как выдающийся мастер портрета. На выставке будут представлены работы художника, созданные в разные периоды работы - как в Антверпене, так и в Генуе (десять картин). Экспонируемый на выставке «Портрет Марии де Тассис» по праву пренадлежит к лучшим женским образам творческого наследия ван Дейка.
Третья выдающаяся творческая личность в истории фламандской живописи - Жак Йорданс. Утверждение избыточной красоты и многообразия реального мира прославляют многие его произведения. В их числе - четыре картины из коллекции князя Лихтенштейнского, созданные в ранний период творчества художника.
Франс Снайдерс - крупнейший мастер анималистического жанра во фламандской живописи XVII века. Исполненые им в широкой и динамичной манере картины надолго стали эталонами для последующих поколений анималистов, работавших в разных странах Западной Европы в XVII и XVIII веках.
Отдельную группу в истории фламандского искусства составляют произведения сыновей гениального Питера Брейгеля Мужицкого, которые на протяжение многих веков пользуются неизменным успехом у коллекционеров. «Пейзаж с Товием и ангелом» кисти Яна Брейгеля Старшего превосходно иллюстрирует каллиграфическое изящество и колористическую изысканность его живописных творений, написанных, как правило, на медных пластинах. С другой стороны, «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего является редуцированным вариантом одноименной композиции, написанной полвека ранее его знаменитым отцом.
Рубенс выставлен в Белом зале, остальные шедевры - на галерее и в зале в торце галереи. Вот что касается Марса и Реи Сильвии - никак не мог вспомнить, что там у них за история приключилась, ясно только, Марс к ней с любовью. И только потом, когда уже по основной экспозиции пошёл бродить (кстати, оттуда на выставку попасть уже невозможно! прохорды закрыты и охраняются), в Римском зале наконец узнал: весталка Рея Сильвия родила близнецов, их погрузили в корзинку и пустили в реку на волю волн. А звали близнецов Ромул и Рем. Вот так-то. А дальше вы знаете.
Должен сказать, Рубенс - всё-таки не моё. И дело даже не в масштабах - в Галерее Академии в Венеции Тьеполо и Бассано тех же габаритов, но личн на меня произвели гораздо более мощное впечатление. Тинторетто опять же, что в Школе Сан-Рока. У итальянцев краски более яркие, а тётки менее нажористые - наверное, в этом всё дело. Хотя масляная живопись пришла в Италию из Германии!
В зале Рубенса как-то больше запомнились упомянутый портрет дочери и портрет некоего джентльмена, похожего на Фёдора Добронравова.
А в свою коллекцию я бы взял оттуда "Пейзаж с юным Товием" Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и "Цветочный (Лихтенштейнский) букет " Гуланта Саверия...
Вот, а что касается "Переписи в Вифлееме", то очень увлекательно выискивать в сцене из обычной городской жизни евангелические явления - например, то же Святое Семейство в процессе бегства на осле.
Заодно опять и Академию Каррара осмотрел! Народу меньше не становится.
Цены выросли: две выставки с постоянной экспозицией = 600 рублей РФ. Постоянная экспозиция входит во все варианты билетов, так что не сэкономишь.
Потом ноги привели в "ЩиСливу":
- салат с глазированной уткой - порция небольшая, клубника, помидоры, утиные кусочки и много рукколы, аж всю рожу измазал
-квас ржаной - в меню сказано, что может быть хмельным, но я не заметил
- сало с огурцом на чёрном хлебе - якобы фермерское, солёное, порция такая, что можно было обойтись одним салом, тем более без овощей гриль, на которые меня сподвигли попутчики
- лимонад клубничный, по отзывам, не доставил
- булочки (по две на душу населения) бесплатно
Взял ещё три плошки фермерской сметаны, фермерского хрена и фермерской горчицы. Сметана нажористая, хрен ядрёный, горчицу отдельно можно было не брать, потому что уже прилагается к салу.
Ещё у них появилась правильная пастила в небольшой расфасовке, но очень за деньги - грамм почти два рубли.
Далее через "Пивную келью" (а что про неё говорить? бельгийское пиво есть бельгийское пиво! и на исторической родине оно тоже не задаром; кстати, и "Бирхаус" не плох - подробности письмом) прибыл в бывший МДФ на выставку "Дизайн 007. Стилю Бонда 50 лет". Заняты почти все этажи. На последнем выставка из Нового Орлеана - по мне, так не фонтан. А Бонд - да! Реквизит, афиши, отрывки из фильмов... Экскурсии - причём, экскурсовод очень увлечённый и рассказывает так, что веришь: каждая деталь в фильме имеет значение! "Астон-Мартин" в натуральную величину, изобретения Кью и прочая шпионская амуниция, золотой пистолет Скараманги (портсигар, зажигалка, авторучка - и пожалте бриться!), челюсти Челюстей, "Вальтер" "третьего" Крейга... Бриллианты, костюмы, шикарные платья... Кабинеты, документы агентов... В общем, от "Доктора Но" до "Скайфолла".
И тематическая выставка "Омеги" ценой вплоть до свыше миллиона (честно говоря, не понял, чем лучше моего Жака Лемана в честь Лиги УЕФА, да).
А Дэниел Крейг всё-таки круче Шона Коннери! Там они оба в кадрах из фильма в плавках - Коннери задрот задротом по сравнению с Крейгом. С другой стороны, Коннери джентльмен, а Крейг - бандюган. А Пирс Броснан для меня ваще на последнем месте, после Роджера Мура (и даже, возможно, Ричарда Лазенби) - слишком уж он слащавый.
А откуда "стиль Бонда" пошёл? А оттуда, что приятель привёл Коннери в своё любимое ателье!
Цена за удовольствие - 400 рублей РФ.