Apr 25, 2014 23:48
Давеча посетил Пушкинский. В отделе у нас образовалась компания, которая по четвергам ходит на экскурсии в ГМИИ и очень довольна. Вот и я решил присоединиться.
Называлась экскурсия "Северное Возрождение", вела СНС музея Морозова (говорят, она эти культпоходы постоянно водит).
Где происходило: ну, номер зала я не помню, а так - через Итальянский дворик и два раза направо и в последний зал. В общем-то, можно и из Дворика зайти, но там дверь решётчатая была закрыта. Кстати, в Дворике шло какое-то мероприятие - с музыкой, демонстрацией слайдов, например, "Весны" Ботичелли, награждением молодёжи некими предметами... Среди зрителей аж дама была в платье в пол и широкополой шляпе, во!
Так вот, зал голландской и германской живописи и скульптуры 15-16-го веков. За два часа даже весь зал не обошли.
Чего вынес:
Главное отличие икон и картин 16-го века на тему Рождества и поклонения волхвов - это Бальтазар-негр. Раньше Бальтазар всегда был белым, потому как негров в Европе мало кто видел. Там есть картина начала 16-го века. так на ней Бальтазар хоть и негр, но с европейскими чертами лица. Вообще, волхвов трое: самый старый - Мельхиор, среднего возраста - Бальтазар, молодой - Каспар. И дарят они всегда золотой реликварий (символ царской власти), мирру (символ страданий) и ладан (символ божественного происхождения).
Простой люд на иконах изображали некрасивым, с асимметричными лицами, злобными гримасами... Всё это - чтобы оттенить божественную красоту Христа, Марии, ангелов, Иосифа...
Столб, не вписывающийся в общий пейзаж - это символ Храма Соломона в Иерусалиме.
Немцы перспективу освоили позже итальянцев, которым её придумал Брунеллески. Например, есть там картина "Бичевание Христа". На ней вроде бы и есть перспектива, но все линии сходятся в разных точках; столб, к которому привязан Сын Божий, вроде бы и в центре комнаты, и в то же время - вершиной в стену упирается; один из персонажей, который терновый венец изготавливает, то ли ногу в сторону отставил и присел от натуги, то ли, наоборот, поднял - не понять. Экскурсовод сказала, исследователи до сих пор спорят. С другой стороны, всё мастерски изображено: палачи со зверскими лицами, у одного даже шляпа слетела, а он её чуть ли не топчет, не замечая. Другие, что с венцом, полностью на своей задаче сосредоточены...
Деву Марию принято изображать в красном платье и синем плаще, но в качестве потрясения основ её на одной из картин изобразили в платье с золотыми колосьями: мол, как колос тянется к Солнцу, так народ тянется к Христу. Опять же, её принято изображать таким образом, что не поймёшь, то ли она коленопреклонённая, то ли нет: перед Гавриилом положено стоять на коленях, но на коленях она будет слишком маленькой. Вот художники и исхитрялись.
Оказывается, испанская традиция в живописи отличается тем, что дьявола пишут с большим интересом, чем, например, архангелов, что видно по картине, на которой Михаил тиранит поверженного дьявола: дьявол как-то более живым вышел и с большим количеством мелких деталей. Например, он в штанишках со звериными пастями.
На всех картинах масса символов. Тут тебе история Париса, Вирсавии и предшественников Ромео и Джульетты на одном полотне, и скала как символ нерушимости христианской веры, и источник как символ животворящей силы христианства, и земляника как символ пролитой крови Христовой (да и другие травы и растения выписаны с учебнической точностью, и все что-то означают)... И даже на портретах! Скажем, изображена девочка с собачкой. Казалось бы, девочка и девочка, ан, нет! Полная и румяная - значит, здоровая и родит здоровых детей (на что указывает и кукла в руке). Хозяйственная - с полной корзинкой ягод, но при этом и экономная - ягод накупила, а кошелёк на поясе по-прежнему упруг. И собачки, оказывается, разные были: приличные, подстриженные под пуделя, и неприличные - например, дерущиеся из-за кости, что символизировало зависть.
Рядом две картины висят - одна темперой написана, а другая уже маслом, и та, что маслом, прямо светится.
Значит, в поклонении волхвов Мельхиор должен снять шапку, и на одной картине, чтобы показать, что он был в шапке, но снял, шапку с него снимает Каспар.
У голландцев не было принято поначалу красивых женщин рисовать. Вот и там есть парный портрет мужа и жены. Муж - вполне себе солидный и привлекательный мужчина средних лет, а жена - так просто моль бледная. Мужиков писали, как есть, а женщин уродовали: мол, женятся не для удовольствия радости, а для совести соблюдения порядка. И опять символика: у мужа под рукой горка монет, компас и сломанная астролябия - дескать, богатый, моряк, но в прошлом.
В общем, уже и свет в зале притушили, и смотрительницы собрались, и местная охрана, и полиционер, а предводитель всё рассказывала и рассказывала. Наверное, если б не выгнали, она ещё два часа могла говорить. Уходили чуть ли не последними.
На входе уже не рамка стоит, а столбик этакий, с индикацией.
Итого доволен! Хотя, конечно, историю про волосатые ноги царицы савской я ещё в школе прочитал в "Суламифи". Да и про гёзов тоже...
Кстати, есть мнение, что высокие лбы красавиц эпохи Возрождения обусловлены не стремлением подражать божественному, а всего лишь перенесённым в детстве рахитом с последующим облысением.
А борьба инквизиции с красивыми тётками и вышеупомянутая традиция изображать их полными крокодилами, возможно, и породили разгул гомосятины в той же Голландии. По моему оценочному мнению, да.
символы,
рекламное,
живопись,
позитив,
познавательно,
ГМИИ,
культурная жизнь