А теперь выбрался в Пушкинский.
На подходе увидел небольшую очередь, а в Галерею Глазунова - очередь огромную и вспомнил, про Московскую музейную неделю. Но нет: в ГМИИ за деньги. Причём кассу вынесли в ныне ремонтируемый Музей личных коллекций, и вход по сеансам. Удачно получилось: до очередного сеанса оставалось меньше часа, и я, само собой, обилетился.
Пока ждал, рассказал двум компаниям. что можно посмотреть в окрестностях: Галерею Глазунова (не рекомендовал: мол, на мой взгляд, слишком депрессивно), Музей сословий России (рекомендовал, но туда тоже очередь стояла - видать, московского подчинения) и Центр искусств "Москва".
И ещё одной компании указал дорогу к музею Пушкина. Да, многие путаются между музеем Пушкина и Пушкинским музеем.
И уже стоя в очереди на предварительный контроль, указал двум молодым джентльменам позади, что сюда они попадут только по заранее купленным на сеанс билетам.
И возблагодарил родителей в очередной раз за то, что в возрасте компаний, которым я указывал на ближайшие музеи (за исключением Пушкина), я знал, где и что находится и уже побывал в ГТГ (в отличие от упомянутых джентльменов).
В музее целью были выставки.
Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России.
В России хранятся первоклассные образцы творчества фламандских художников во главе с Франсом Снейдерсом. ГМИИ объединил их произведения в новом выставочном проекте. Экспозиция включает работы не только знаменитых, но и малоизвестных мастеров, что позволяет наиболее полно отразить этапы развития этой традиции. Кроме того, экспонаты демонстрируют и преемственность поколений в истории художественного коллекционирования в России.
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи сформировался только в XVII веке. Сам термин появился позже во Франции, а в Нидерландах использовалось понятие stilleven, дословно означающее «неподвижная жизнь». В отсутствие строгой научной классификации художественных произведений в старинных инвентарях коллекций и аукционных распродаж картин, а также в нотариальных актах речь может идти, например, просто о «вазе с цветами» (een blompot), «завтраке» (ontbijtje), «фруктах» (fruitje), «охотничьих трофеях» (jachtje) или об «атрибутах мирской суеты» (vanitas vanitatis). Авторы этих композиций сосредотачивались на тех «поджанрах», в которых они чувствовали себя наиболее уверенно.
Люди той эпохи обладали, в первую очередь, особым ассоциативным мышлением. Все вещи и явления окружающего мира казались им наделёнными глубоким внутренним смыслом. Каждый предмет мог иметь несколько обличий, символизируя при этом разные понятия и идеи в зависимости от аспекта восприятия (морально-назидательного, любовно-эротического или философско-теологического) и от степени образованности конкретного зрителя. В каждом натюрморте подбор вещей обычно не был подчинен определенному сюжету; в том числе и поэтому картина может заключать в себе множество значений (как положительных, так и отрицательных, часто - взаимоисключающих).
Помимо Фландрии, в Европе XVII века были и другие центры развития натюрморта - Германия, Италия, Испания. Но именно фламандцы чаще всего выступали с новыми творческими идеями и оказывали влияние на своих соседей. Франс Снейдерс - один из главных представителей жанра в то время. Более всего он известен своим мастерством в передаче избыточности материального мира: в изображении охотничьих трофеев, разнообразной дичи, кухонь, рынков и торговых лавок. На выставке самой ранней из его работ в экспозиции стал «Натюрморт с устрицами и куропатками» из собрания Международного Института Культурного Наследия, дающая представление об истоках искусства великого фламандца. Говоря о творческом пути Снейдерса, нельзя не упомянуть и картину «Статуя Цереры» из Государственного Эрмитажа. Написать в ней гирлянду из плодов и цветов художника пригласил его прославленный коллега - Питер Паувел Рубенс.
Произведения современников и последователей Снейдерса дополнят экспозицию и отразят основные этапы развития фламандского натюрморта, многообразие его типов, а также все многоголосие индивидуальных авторских манер крупнейших мастеров. Кроме известнейших образцов жанра, можно увидеть и такие редкие памятники, как единственная в мире подписная работа Николаса Каве.
Важной частью экспозиции стали рисунки. Многие натюрмортисты писали сразу с натуры и не оставили никаких подготовительных работ. Однако, когда композиция подразумевала изображение живых существ - собак, кошек, птиц, - художники заранее делали с них наброски и этюды: они не создавались для продажи, а были предназначены для отработки материала.
Помимо столичных и региональных музеев, экспонаты предоставили два частных собрания.
В музее можно посмотреть картины в режиме "дополненной реальности", благо, есть ви-фи. Я было попытался, но нужны наушники, потому что идёт сопроводительный текст. Про некоторые картины, например, про "Рыбную лавку" Снайдерса из собрания ГМИИ, рассказывали на "Арзамасе" в теме, посвящённой символизму натюрморта. Надо будет перечитать!
С маленькими детьми, пожалуй, не стоит: зачем им видеть мёртвых жвиотных, да ещё разделанных, в мясной лавке?
С другой стороны, готовится детская викторина по выставке к Новому году - это мне смотрительница объяснила, когда я спросил, что означает изображения башмачков на пояснительных табличках.
А в процессе осмотра услышал орган, который стоит в щ
Загадки Пиковой Дамы. Фамильная галерея князей Голицыных в миниатюреСовсем маленькая выставка в фойе, посвящённая атрибуции 19 портретных миниатюр, которые происходят из усадьбы князей Голицыных Большие Вязёмы. Ранее считалось, что многие миниатюры служили декоративным дополнением к портретам родных князя Бориса Голицына - владельца усадьбы. Однако недавние исследования позволили связать все произведения с фигурой его матери, княгини Натальи Петровны Голицыной. Атрибуция портретных миниатюр дала возможность приоткрыть завесу тайны над историей этой семьи и узнать больше о жизни и характере знаменитой княгини, ставшей прототипом главной героини повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Миниатюры, сегодня хранящиеся в Пушкинском музее, в начале XIX века были размещены на щитке, который выставлялся в Круглой гостиной усадебного дома князей Голицыных в Больших Вязёмах. Авторы и герои большинства миниатюр ранее были неизвестны либо установлены неверно. На несохранившемся щитке портрет князя Бориса Владимировича Голицына, владельца усадьбы на момент создания подборки, располагался в центре верхнего ряда, поэтому все изображения связывали именно с его личностью.
Однако недавние исследования позволили установить авторов многих миниатюр, среди которых - высококлассные мастера. Также удалось идентифицировать почти всех изображённых: они оказались любимыми родными и знакомыми матери Бориса Владимировича, знаменитой княгини Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом главной героини пушкинской «Пиковой дамы».
Именно для Натальи Петровны, часто гостившей в имениях детей, была собрана эта коллекция из 19 миниатюр. Здесь присутствуют изображения ее родителей, а также портрет рано умершего брата-близнеца Андрея Чернышёва в образе принца с картины Антониса ван Дейка. Разгадка назначения именно этого портрета позволила окончательно убедиться в том, что планшетка с миниатюрами не носила декоративного характера. Рядом были размещены портреты трех сестёр княгини - Анны, Дарьи и Марии. Было там и изображение её любимого дяди Захара Григорьевича Чернышёва. Портреты Натальи Петровны с дочерьми и Владимира Борисовича, её супруга, с сыновьями на фоне условных интерьеров выполнил блестящий миниатюрист Жан-Батист Жак Огюстен. Ко временам юности Натальи Петровны отсылают портреты европейских монархов, при дворах которых её семья была радушно принята. Это два крошечных изображения Франца I Стефана и Марии Терезии, миниатюрный портрет Людовика XV, ставшего свидетелем триумфа Натальи Петровны на балах в Париже и Версале. Из бисквитного фарфора выполнены профили Людовика XVI и Марии-Антуанетты, ко двору которых княгиня приехала в 1783 году уже замужней дамой с четырьмя детьми.
Планшетка с миниатюрами служит свидетельством непростого характера Натальи Петровны, подмеченного А.С. Пушкиным: в подборку вошли портреты только двух из четырёх её детей во взрослом возрасте - Бориса Голицына и Софьи Строгановой, тогда как изображения Дмитрия и Екатерины, видимо, были намеренно исключены. Открытие назначения и смысла планшетки с миниатюрами позволяет приподнять завесу над историей этой семьи и узнать больше о жизни и характере знаменитой княгини.
Большинство миниатюр экспонируется впервые. Их дополняют живопись, графика и редкие книги из собрания ГМИИ.
Из-за выставки натюрмортов были полностью закрыты выходы с центральной галерии, поэтому дальше побрёл через весь второй этаж, нога за ногу, попутно любуясь шедеврами и вспоминая виденные подлинники и посещённые города, к заключительному пункту маршрута - выставке
Встреча двух шедевров ФрагонараВпервые с начала XX века показаны вместе парные картины «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» французского живописца яркого дарования Жан-Оноре Фрагонара. Написанные во второй половине 1770-х годов, вероятно, для известного парижского коллекционера Луи Габриэля маркиза де Вери и купленные потом русским коллекционером князем Николаем Борисовичем Юсуповым, картины были разлучены в 1930-е годы.
Жанровые портреты «Мальчик со шкатулкой (Маленький савояр)» и «Савоярка (Шарманщица)» можно датировать периодом 1775-1779 годов - к тому времени относится формирование собрания маркиза де Вери и, что особенно важно, его покровительство Фрагонару. Снискавший себе славу одного из самых модных живописцев Парижа, он отказался выставлять свои работы на Салоне в Лувре, и коллекционер покупал все картины непосредственно в мастерской художника.
Ранее ошибочно считалось, что на картинах «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» изображены в театральных костюмах дочь Фрагонара Розали (1769-1788) и его сын Александр‐Эварист (1780-1850).
Наряды, в которых показаны девушка с сурком и мальчик со шкатулкой, напоминают одежду уроженцев региона Савойя на севере Италии. Савояры, или савойцы, - их атрибуты шарманка и сурок - были известны во Франции XVIII века как странствующие артисты, которых часто сопровождали просившие милостыню дети. Фрагонар изобразил молодую савоярку, которая предлагает взглянуть на сурка в полуоткрытой коробке. Эти пойманные высоко в Альпах дрессированные зверьки развлекали городских жителей Франции во время посещения ярмарок. А маленький савояр на второй картине показывает монету, возможно, плату за просмотр редкостей в его шкатулке. Выбранная Фрагонаром тема и сама манера исполнения выдают влияние искусства голландских и фламандских художников предшествующего столетия.
После смерти коллекционера маркиза де Вери в 1785 году его собрание, считавшееся на тот момент лучшей парижской коллекцией современной французской живописи, было выставлено на аукцион. Там парные работы Фрагонара были проданы неизвестному собирателю. В 1790 году савояры появились вновь на анонимной распродаже в Париже.
Следующим владельцем этих картин стал князь Николай Борисович Юсупов. При жизни князя его коллекция находилась в подмосковном имении «Архангельское» - парные картины фигурируют в описи усадьбы за 1815 год. В 1837 году, вскоре после смерти Н.Б. Юсупова, значительная часть произведений, в том числе и савояры, были перевезены сыном князя, Борисом Николаевичем, в петербургский дворец князей Юсуповых на набережной реки Мойки.
В 1924 году «Мальчик со шкатулкой» и «Савоярка» поступили в Государственный музей изящных искусств. Коллекция Н.Б. Юсупова серьезно пополнила и придала неповторимость разделу старой французской живописи московского музея. Но в 1930-е годы советское государство продавало за границу произведения западноевропейских мастеров из музейных собраний. Так «Мальчик со шкатулкой» оказался в галерее Андре Вейля в Париже, тогда как «Савоярка» осталась в собрании ГМИИ. В 2007 году эта картина была приобретена российским коллекционером на аукционе «Сотбис».
Но сразу скажу: картины маленькие!
В ГМИИ много детских групп - можно воспользоваться!