Прослышав, что в ГМИИ аж по двадцать второе октября идёт выставка сарматского золота, и приняв во внимание своё долгое непосещение Пушкинского, выдвинулся. И - ага! Выставка уже закрылась. Хотя грядёт выставка в честь армянской культуры (мимо) и в честь Испании (а это уже записал на корочку - с восьмого ноября). Испанская выставка хоть и не привозная из-за границы. к сожалению, но всё-таки привозная из других музеев.
Вышел на улицу, решив прогуляться по бульварам, тем более, что погода была шикарная, а дальше обещали уже дожди и похолодание. Похолодание - бог с ним, а вот в дождь особо уже не походишь.
На улице пристал какой-то иностранец типа грузинца: мол, как найти Арбат, дом десять. Ну как-как? Махнул ему в сторону Знаменки. Но потом сомнения взяли - она односторонняя или таки двух? Главное, пока объяснял, забыл, что решил пойти в
"Музей сословий России", афишу которого увидел через Волхонку аккурат напротив Пушкинского. Туда я тоже давно собирался, а тут как раз совпало! Собирался как раз с предыдущей, а то и более ранней "Музейной недели", когда мы ходили в Галерею, а нам там сказали про музей, но тогда сил у компании уже не было.
Музей этот относится к Галерее Глазунова, но показывает не его работы, а его коллекцию. которую он собирал с пятидесятых годов. К творчеству Глазунова я отношусь скептически - очень уж депрессивно, на мой взгляд. А на коллекцию глянуть интересно.
В музее три этажа и три раздела.
ДВОРЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ
Дворянство было сословием, которое создавало и защищало государство. Всего 1,5% населения России составляли дворяне, утверждала перепись 1897 года. Это очень маленькая цифра. При этом почти все самое значимое в культуре России XVIII - начала XX века было связано исключительно с дворянским сословием.
Именно это сословие выработало те образовательные и социальные нормы, которые стремились усвоить последующие поколения. Дворянская литература стала русской классической литературой, дворянская модель образования определила господствующие идеи русской, а затем и советской педагогики. Эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, при этом оно не было свободным: существовали всеобщая рекрутская повинность, запрет на выбор места жительства, Табель о рангах, которая определяла место человека в государственной иерархии. Золотой век русского дворянства приходится на время правления Екатерины Великой. Право на праздность, которое даровало дворянам государство Российское, оказалось мощнейшим фактором развития российского общества. В перечень престижных занятий дворян попадают литература, наука, искусство, музыка, театр.
Конечно, это всё очень благородно, но... Есть мнение, что крестьяне воспринимали нормально то, что они содержат бояр и дворян, которые в случае войны все шли стоять и умирать за Престол-Отечество. А вот когда воинская служба стала необязательной, тогда и появились вопросы.
Экспозиция раздела находится на первом этаже в анфиладе из пяти залов: шедевры западноевропейской и русской живописи, мебель из красного дерева и карельской березы, гравюрный кабинет с уникальными коронационными альбомами русских монархов, эстампами, редкими предметами сольвычегодских эмалей, иллюминированными рукописями, памятными медалями, а также бронзовые часы, скульптура, светский костюм второй половины XVIII и начала XIX века, мундир кавалергарда.
ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ
Второе сословие и второй этаж - православное священство, олицетворяющее Россию как хранительницу христианской веры и самого духа народа. Именно культура русского православия сформировала неповторимый духовный облик Отечества и обогатила мировую художественную культуру. Открытие русской иконы произошло на рубеже XIX-XX веков, когда лучшие представители интеллигенции начинают собирать древнерусскую живопись, исследовать памятники иконописи, церковного искусства, устраивать выставки и писать монографии. Но это движение было прервано начавшейся Первой мировой войной и революцией 1917 года.
Собрание икон Ильи Глазунова представляет собой антологию русского церковного искусства XV - начала XX века. Ни в одном музее нет подобного собрания, в котором были бы так последовательно представлены особенности и своеобразие русской иконной живописи последнего пятисотлетия - от Московской Руси до эпохи модерна. Среди них много икон редкой иконографии, с необычными окладами (из амальгамы, с басмой, расшитые рубленым перламутром). Представлены почти все иконописные центры России: Москва, Русский Север, Поволжье. Три великолепные «столбовые» иконы XVIII века ярославской школы - «Собор Архангела Михаила», «Преображение» и «Троица Ветхозаветная» - являются редчайшими образами такой величины (более 2 м в высоту), которых сохранилось крайне мало в отечественных музеях.
На высочайшем художественном уровне исполнены уникальные двенадцать икон двунадесятых праздников московской Оружейной палаты, для которых Илья Сергеевич создал удивительный по красоте зал в стиле рубежа XVII-XVIII веков.
В залах также можно увидеть мебельный гарнитур и хоругвь «Союз русского народа», выполненные по эскизам В.М. Васнецова, стол с росписью И.А. Билибина, лицевое шитье XVI века «Свт. Никола Можайский», предметы медного литья и ростовской финифти, а также полихромную деревянную скульптуру из собрания художника.
В последнем зале витражные окна. В солнечный день даёт дополнительный эффект.
КРЕСТЬЯНСКОЕ СОСЛОВИЕ
Третий этаж.
К 1917 году в России самым многочисленным сословием было крестьянство - более 80% от общего населения. На его плечах лежало материальное благополучие страны, и крестьянин был не просто основой государства - он был хранителем русской народной культуры.
В первом зале Илья Сергеевич Глазунов воссоздал интерьер северной избы с настоящей, сложенной по традициям русской печью. Шкаф с заборкой, старинный опечек с изображенным на нем львом, резные оконные наличники - все это когда-то было частью крестьянских домов Вологодской и Олонецкой губерний. Здесь можно также увидеть медную и деревянную посуду, домашнюю утварь, а на стенах - увеличенные со стеклянных негативов В.М. Шульца изображения северных деревень и сцен из крестьянской жизни. Эти уникальные негативы были приобретены И.С. Глазуновым в 1990-х годах и до этого нигде публиковались.
В залах экспонируется большая коллекция ситценабивных и шёлковых платков и шалей. Некоторые платки отображали памятные исторические события, важные моменты русской истории. На протяжении всего XIX века именно русским ситцем был заполнен весь мир: Россия к концу столетия потеснила на рынках Средней Азии «законодательницу мод» в производстве набивных тканей - Англию.
Многообразие резных и расписных прялок, вышитых и тканых полотенец, сундуков, саней, ларцов, колокольчиков, самоваров, лубков создает полную картину мира народного искусства XVII - начала XX века. Как особое явление культуры народное искусство отражало потребность украшать быт и труд. Есть маленькая прялка и для маленькой девочки: и игрушка. и польза семье.
Богатейшее собрание народного костюма двадцати губерний России отражает всю красоту и мощь русского народа, его неисчерпаемую творческую фантазию и мастерство. До революции 1917 года на севере крестьянки одевались в шелковые сарафаны, парчовые душегреи, богато отделанные рубахи, расшитые золотными нитями венцы, кокошники, сборники, на юге - в украшенные вышивкой шерстяные понёвы, завески, фартуки, рубахи и многосоставные кички и сороки. Это составляло праздничный женский наряд в течение многих столетий. Его берегли и передавали по наследству. В каждой губернии, уезде, а нередко даже селе были свой костюм и традиции. Вот! А сейчас везде одинаково. И куда дизайнеры смотрят? В Баварии, например, люди не стесняются одежду с национальными мотивами носить по праздникам, а мы вот отстаём...
Создавая третий этаж Музея сословий России, Илья Глазунов продумал художественное решение каждого зала: от резных деревянных ворот (резьба на русских избах была потрясающая!) до русских пейзажей. После императора Александра II, устроившего Этнографическую выставку в московском Манеже в 1867 году, Илья Сергеевич впервые задумал показать великолепие крестьянского костюма на манекенах, созданных индивидуально для каждого наряда по его эскизам художниками Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Можно также посетить Мемориальный кабинет Глазунова.
А в Купольном зале по периметру выставлены полихромные репродукции картин русских художников из русской истории. Знакомы по школьному учебнику истории, если что! И тут Глазунов тоже молодец: такая полная коллекция картин есть ещё только в ГИМ.