Культурная жизнь

Jun 24, 2022 23:02

Получилось так, что пришлось два дня подряд выходить из дома по делам. А дела занимали не так много времени, и, чтоб не умываться ради короткого выхода, решил совершить культмероприятие.

Начал с Исторического музея, где три выставки: в честь орденов, в честь новых поступлений и в честь Большого посольства Петра Первого (тогда ещё не Великого).


"Драгоценные ордена в собрании Исторического музея" представлены впервые.
Высшие награды европейских и азиатских государств, хранящиеся в собрании отдела нумизматики ГИМ, редко покидают стены фонда. Новая выставка стала уникальной возможностью увидеть памятники фалеристики Исторического музея и познакомиться с историей орденов и наградными системами в разных странах мира.
Ещё со времён появления первых светских орденов принадлежность к ордену считалась высшей наградой, доступной лишь аристократии. Любой орденский знак, помимо обозначения заслуг кавалера, являлся предметом ювелирного искусства и выполнялся в мастерских строго индивидуально и по определенному стандарту. Ордена изготавливались из серебра и золота и украшались драгоценными камнями. При создании знаков также использовались различные ювелирные техники: золотное шитьё, филигрань, разные виды эмалирования, гравировка, художественное литьё, алмазная грань.
На выставке представлены ордена Великобритании, Пруссии, Франции, Австро-Венгрии, Японии, Таиланда и других европейских и азиатских государств. Многие ордена экспонируются впервые. Среди наиболее необычных предметов орденской тематики демонстрируются парадные орденские цепи и миниатюрные копии орденов, являющиеся одними из самых сложных в изготовлении предметов фалеристики.

Поинтересовался у смотрительницы. почему не представлены советские полководческие ордена, не говоря уж о "Победе". Мол, очень даже драгоценные. Она ответила, что в бывшем Музее Ленина открывается выставка в честь того самого Парада Победы, и там наверняка будут какие-то ордена (какие именно, она не знала. потому что сами сотрудники выставку ещё не видели).

После орденов направился на "Выбор времени. Новые поступления" ознакомиться с предметами, поступившими в коллекцию за последние двадцать лет. Оказалось, это не выставка в привычном понимании: новые поступления занимают место на двух этажах постоянной экспозиции Исторического музея и демонстрируют процесс комплектования музейного собрания - практически в каждом зале что-то есть новое, специально отмеченное.

Показаны предметы, которые дают представление о составе и разнообразии новых поступлений. Среди них произведения декоративно-прикладного искусства: чайный сервиз с декором по рисункам росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане, изготовленный по заказу императора Александра II, редкая серебряная скрыня начала XVIII века, единственный в России столик для рукоделия рубежа XVI-XVII вв. из Западной Европы. Также коллекция музея пополнилась двумя иконами - иконой «Богоматерь Знамение» (Абалацкая), созданной на территории Западной Сибири в первой трети XVIII века, и новгородской иконой «Рождество Христово» последней трети XV века. Одним из последних поступлений в фонд изобразительных материалов стал портрет цесаревича Александра Александровича - единственная известная работа художника Ивана Извекова. Самым большим и наиболее динамично растущим отделом остаётся отдел археологических памятников, который пополняется благодаря ежегодным экспедициям. В экспозиции представлены ранее не выставлявшиеся находки из Боспорской, Смоленской, Поволжской и других археологических экспедиций.

И, наконец, собравшись с силами, воздвигся на третий этаж, на выставку "Пётр Великий. Путешествия в Европу" в честь 350-летнего юбилея Петра Великого.
В пространстве новой выставки собрано почти 350 экспонатов, связанных с двумя поездками Петра I в европейские страны - Великим посольством 1697-1698 гг. и Вторым путешествием 1716-1717 гг.
Экспозиция состоит из нескольких разделов, посвященных маршруту и деталям путешествий Петра I, интересу государя к современным техническим и научным знаниям, а также международной ситуации в Европе конца XVII - начала XVIII века и дипломатическим устремлениям царя-реформатора.
В 1697-1698 гг. молодой царь первый в истории России выехал за рубеж и посетил европейские страны в составе «Великого посольства». Он путешествовал инкогнито и побывал в Курляндии, Восточной Пруссии, Нидерландах, Англии, Австрии и Польши. Одними из ключевых экспонатов раздела являются вещи из гардероба Петра Великого - европейский кафтан, шлафрок и камзол, которые выставляются впервые. Особое место отведено большому иллюстрированному «Атласу», купленному в Амстердаме Никитой Зотовым, наставником Петра Алексеевича.
Во время Второго заграничного путешествия Петра I 1716-1717 гг. царь побывал в Польше, Пруссии, Дании, Нидерландах и Франции. В это время Россия, одержавшая громкие победы на суше и на море в Северной войне, выступала значимым игроком европейской политики. Изобразительный ряд данного раздела представлен двумя портретами Петра I, а также картиной «Битва при Лесной» кисти Ж. Б. Натье, созданной по личному заказу монарха. Отдельного внимания заслуживают личные печати Петра I и Екатерины Алексеевны, полные автографы императора, а также нумизматические памятники.
Важной частью экспозиции является «кабинет редкостей» Петра Великого, воссозданный на основе гравированных изображений интерьеров научных кабинетов первой половины XVIII века. Здесь собраны вещи, которые привез Петр I из европейских стран: картины, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, инструменты и приборы. Среди экспонатов уникальный памятник картографического искусства - глобус 1640-х гг., изготовленный в знаменитой мастерской Й. Блау в Амстердаме. Вот в этом разделе есть огромный недостаток в оформлении: свет приглушен, а текст на поясняющих табличках - на зелёном фоне.

Кстати, о Северной войне. Подслушал экскурсовода: такое впечталение, что Пётр поддался на польские интриги, потому что у России со Швецией всё было до поры - до времени нормально.

А потом совершил Малый Анабасис по музею, потому что в  соседнем выставочном зале идёт совместная с Гохраном России выставка «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России», которая призвана наглядно показать творческую связь мастеров прошлого и современности.
Центральную часть выставки занимают работы победителей государственного конкурса ювелирного искусства «Россия. XXI век», который проводился Гохраном России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации с участием Гильдии ювелиров России по 14-ти номинациям в ювелирном, камнерезном и оружейном направлениях.
Оружейное - это холодное оружие в настольных композициях. Показалось, что что-то видел в журнале "Оружие".
Конкурсные работы экспонируются вместе с работами великих ювелиров XVIII-XX веков из коллекции Гохрана России, большая часть которых никогда не экспонировалась. Видно, что современные шедевры сделаны в другом стиле, хотя вроде бы те же изделия: кольца. серьги, браслеты...

А сегодня решил осмотреть Кремль. Хотя, конечно, из-за жары опять выходить, завершив дела, было лениво.
В Кремле направился на выставку "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления".

Дуэль зародилась задолго до поединков чести XVIII-XIX веков. В XVI-XVII столетиях складывались представления о важности защиты дворянской чести. Поединки той эпохи в основном знакомы современному человеку по романам Александра Дюма и многочисленным фильмам по их мотивам, изображающим дуэлянтов благородными героями. А вот реальные дуэли и дуэлянты известны намного меньше.
Погрузиться в мир дуэлей XVI-XVII веков помогают уникальные экспонаты, многие из них выставляются впервые и никогда прежде не встречались в одном выставочном пространстве. Всего на выставке представлено более ста сорока памятников - редких рисунков, гравюр, картин, фехтовальных трактатов, доспехов и оружия того времени из отечественных музеев и библиотек.
Вот за оружие - отдельное спасибо! Не ожидал такого количества! При этом есть стенды, где даже хронология показана: наглядное изменение во времени шпаг, рапир, кинжалов... Были, оказывается, и почечные кинжалы...
Дуэлям, наряду с военными и турнирными поединками, предшествовала средневековая традиция «Божьего суда». Считалось, что в судебном бою Бог помогает одержать победу стоящему за правое дело, как произошло в ветхозаветной битве Давида и Голиафа. Дуэлянты считали, что преступление против чести подобно убийству, и виновный в нем заслуживает смерти, поэтому они имеют право на защиту чести в поединке.
Идея защиты чести не была чужда даже монархам, чтившим законы рыцарства. На выставке рассказано о несостоявшейся дуэли между императором Священной Римской империи Карлом V и королем Франции Франциском I - собственно, с этого начинают все экскурсоводы.

Знаковым для истории дуэлей стал последний судебный поединок во Франции, состоявшийся в 1547 году между бароном де Жарнаком и сеньором де Ла Шатеньере. Причиной этого поединка стали действия будущего короля Генриха II, пытавшегося очернить Жарнака. Шатеньере, будучи хорошим фехтовальщиком, пировал в ожидании дуэли. А Жарнак тренировался и брал уроки у итальянского мастера. И победил в результате. Даже удар появился его имени.

Изысканный рисунок XVI века, сохранивший для нас черты Генриха II, также присутствует среди экпонатов, как и гравюра со сценой его смерти на турнире.

Про дуэль миньонов из "Графини де Монсоро" тоже рассказано. Само собой, было не так, как описал Дюма. Но книга от этого хуже не станет!

Нравы, конечно, были... Могли вызвать на дуэль за отказ стать секундантом. Секундант, между прочим, тоже должен был драться.

Облик придворного дуэлянта этого времени можно представить благодаря рисункам и гравюрам, оружию и изящным ювелирным украшениям, представленным на выставке. Удивительно, как мастера могли такие шедевры безо всяких микроскопов делать! Или тогда микроскопы уже были? Хотя Линней изобрёл его лишь в середине восемндацатого века...
С поединками пытались бороться монархи, церковь и юристы, для которых дуэль была тяжким преступлением. Однако все они были вынуждены считаться с позицией аристократии, нередко бравшей дуэлянтов под свою защиту. Сами короли были воспитаны на рыцарской этике, считались первыми дворянами своих королевств и не могли игнорировать правила кодекса чести. Поэтому антидуэльная политика отличалась непоследовательностью - строгость законов, грозивших дуэлянтам смертной казнью с конфискацией имущества, компенсировалась их несоблюдением. Лишь в некоторых особо скандальных случаях дуэлянты подвергались реальному преследованию правосудия. О двух таких казнённых как раз и рассказано. И меч палача представлен.
Борьба с дуэлями стала частью политики монархии по подчинению дворянства. Наибольшего успеха в этом достиг король Людовик XIV, которого даже провозгласили победителем дуэлей. В честь этой мнимой победы была выбита специальная медаль. Однако полностью искоренить дуэльный обычай ему не удалось. В правление Короля-Солнца дуэли стали более редкими и менее кровавыми, их скрывали от властей и проводили без свидетелей в укромных местах. Но сразу же после смерти французского монарха произошло несколько громких поединков, что ознаменовало новый этап в истории дуэли. Традиция поединков чести продолжила свое существование и постепенно исчезла только в XX веке.

Сначала славились итальянские и испанские школы фехтования, потом - французская. От ужимок и прыжков с размахиванием шпагой из стороны в сторону сверху вниз наискосок перешли к статичным позициям и тактике укол-уход и работе только кистью. Оказалось, что одой шпагой (рапирой) можно биться эффективнее, чем шпагой и дагой. Клинки становились короче и легче, от рубящих ударов перешли к колющим. Теорию разрабатывали с использованием математики, физики и анатомии...

В общем, стоит посетить!

ГИМ, Музеи Кремля, культурная жизнь

Previous post Next post
Up