Культурная жизнь

Jan 25, 2020 12:51

В рамках новогодних каникул решили осмотреть выставку "Час потехи" в Историческом.

Как сказано, экспонатов на выставке почти четыреста или больше. Рассказ идёт о традиционных развлечениях - балаганах, кулачных боях и катаниях с гор, а также о новых - фейерверках, променадах, цирках, кинематографе. Размещенный в экспозиции шкаф "Археология потехи" показывает артефакты Каменного, Бронзового веков, Античности и Средневековья - свидетельств забав в древности. Как раз с масок незапамятных времён выставка и начинается.

В разделе пиров и застолий представлены пряники XIX века, которые служили украшением стола как в крестьянской избе, так и на царском пиру. Столовые обманки, сосуды для вина, браги и мёда дополняют атмосферу праздничного обеда.
Страна у нас северная. потому обязательным атрибутом зимних народных гуляний были сани. Яркие экземпляры старинных саней представлены в разделе выставки, посвященном маскарадным увеселениям. Есть даже  карнавальные сани времен Екатерины Великой со скульптурой Минервы, проезжавшие по улицам Москвы во время устроенного императрицей просветительского маскарада. Ну и как же без расписных крестьянских саней?! А дуги на них были, замечу, именные, с указанием мастера.

Показана замечательная коллекция праздничных народных костюмов и головных уборов разных регионов России, а также коллекция городского костюма XVIII - начала XX века: шубки, манто, бархатные кафтаны, кружевные зонтики, шляпы с цветами, расшитые платки. Наряды модников и модниц прошлых столетий стали просто украшением экспозиции.

Показаны разные игрушки: сумочка‐ананас, огурцы для закуски, сделанные из фарфора, фляга‐кукиш, кружка, из которой выпрыгивает лягушка, наборы кукольной посуды, которые можно и за ювелирные изделия считать, кукольные угощения из фарфора, имитирующие настоящие сложные блюда...
Несколько моделей велосипедов - от беспедального до вполне и сейчас годящегося... Детская коляска в виде настоящей кареты... Большая коллекция афиш, которые очень интересно почитать!

"Потешные огни" или фейерверки, обретшие особый размах при Петре I, служили и развлечением, и средством пропаганды императорских реформ. Представленный на выставке изобразительный ряд с документальной достоверностью показывает композиции фейерверков, создававшиеся в XVIII веке: и из чего и как делались, и из чего их запускали - например, из маленьких салютационных пушечек. русской и французской. С помощью новых технологий можно посмотреть реконструкцию фейерверков.

Популярным видом развлечений были не только зрелища и представления, но и игры: свайка, гусёк, бабки. Кулачный бой, само собой. Представлены мемуары иностранцев как раз про народные развлечения. Например, сказано, что кулачные бойцы пусть и не владеют искусством бокса, но противник очень стойкий и опасный.
Качели и карусели тоже не забыты.
А скворечники какие? Это ж просто терема или дворцы!

Особенным пространством на экспозиции является зона "Детская потеха", где дети смогут отдохнуть, поиграть, а также выучить смешные коротенькие стихи, которые когда‐то выкрикивали на площадях и улицах. Детей обязательно надо на эту выставку вести - когда ещё удастся покачаться на качелях аж в самом Государстенном Историческом музее?! Да и полезно им будет узнать, например, что десятилетняя крестьянская девочка вполне была способна по хозяйству маму заменить, если та куда отлучалась: и приготовить, и шить, и вязать, и за малышами присмотреть. Впрочем, мальчики тоже много чего умели - попробуйте-ка лошадь в телегу запрячь, скажем. А они - умели. Но и детстсва в нашем понимаи у них, как сказала подслушанный нами экскурсовод детско-родительской группы, не было.

Как там у Некрасова:
"Довольно,Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!"
Но даже и труд обернётся сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно.
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца:"Полезай, пострелёнок!"
Ванюша в деревню въезжает царём...

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды...

Последний раздел посвящён трактирам и ресторанов, где можно и с меню ознакомиться, и с винной картой - и по оригиналам, и с помощью мультимедийных приложений. А на стене рецепты разных вкусных блюд изложены - эх, зря не записал!...


Выставка идёт в бывшем Музее Ленина (я поинтересовался, куда экспозиция делась: в запасники), потому направо она, а налево - "Русская свадьба"."Русская свадьба" Тоже интересная и тоже надо идти!

Мы увидели не только увидеть интереснейшие и редко экспонируемые музейные предметы, но и совершили настоящее путешествие по свадебному обряду. Экспозиция так и выстроена - от знакомства родителей и до свадьбы. Все семь этапов показаны на схеме села.

Родители не просто знакомились: сначала родители жениха шли к родителям невесты обсудить приданое и посмотреть, какая из неё хозяйка, а потом наоборот - посмотреть, каков жених в работе.

А до того, естественно, знакомились будущие жених и невеста. Знакомство происходило во время часов потехи, причём, ходить на гулянья было обязательно - не в смысле больше негде знакомиться, а просто-таки гражданская обязанность!

В экспозиции выставки представлены иконы XVII века, написанные царскими изографами в конце сенадцатого века.

О формировании русской свадебной традиции и пышной царской свадьбе рассказывают чиновные списки свадьбы царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, венчальная икона царицы Евдокии Федоровны Лопухиной и другие предметы.

Как и "Час потехи", экспозиция составлена из коллекции Исторического музея. Привозных очень мало, например, редкие и особо ценные деревянные горельефы, изображающие крестьянскую свадьбу. Они выполнены неизвестным скульптором конца XVIII - начала XIX века и предоставлены на выставку Тверской областной картинной галереей. И живописную часть экспозиции дополняют два "чужих" шедевра: полотно М. Шибанова "Празднество свадебного договора" 1777 года, хранящееся в Третьяковской галерее, и картина "Старинный обряд благословения невесты в г. Муроме" И. С. Куликова из Владимиро‐Суздальского музея‐заповедника.

Подлинный ткацкий стан начала XIX века, прядильные гребни, расписные прялки и швейки XVIII-XIX веков из разных регионов России рассказывают о важной роли приданного для невесты и о техниках его приготовления, в том числе вышивки и подготовки "портно" - части традиционного приданого из домотканого или фабричного текстиля.

На выставке можно увидеть большое разнообразие девичьих головных уборов, имеющих большое символическое значение. В разных регионах они играли роль венчальных. После венчания совершали старинный обряд "окручивания": молодой жене расчесывали косу и меняли головной убор на новый, полностью закрывавший волосы. Изменение прически и головного убора говорило об окончатльной смене статуса:
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.

(вы, конечно, помните кто автор и из какого произведения?).

Есть и исторический документальный фильм о подготовке невесты к свадьбе. Только вот невеста там нерадостная...

Да, и ещё: есть там столы для гаданий. Что-то результат никого не порадовал.

Но на выставку - идти обязательно!

ГИМ, культурная жизнь

Previous post Next post
Up