Больше месяца назад с большим трудом купил билет
на выставку Репина в ГТГ: прошедшая суббота была тогда первым выходным, на который билеты продавались относительно свободно. Это даже в газете "Метро" некая писательница Елена Колядина отметила.
А пришли - свободно! В кассе три человека стоят в очереди, и всё. Правда, внутри народ плотненько собрался.
И понятно, почему ажиотаж возник чуть ли не на другой день после закрытия выставки Куинджи: это, говорят, крупнейший проект по объему подготовительной исследовательской работы, масштабу межмузейного сотрудничества и диапазону представленного материала. выставка занимает аж три этажа и охватывает период творчества Репина с 1870-х по конец 1920-х годов. Представлено чуть ли не сто восемьдесят живописных полотен и почти полтораста рисунков. Съехались шедевры из Третьяковской галереи, Русского музея, из Чехии, Финляндии, собраний разных российских компаний...
Выставка разбита на четырнадцать разделов, что помогает проследить, как развивалось мастерство и интересы Репина в хронологическом порядке.
"Иван Грозный и сын его Иван" представлена белым квадратом на стене, маленькой репродукцией и словами о том, что картина находится на реставрации. А в исследовательском разделе на антресолях в одном из материалов сказано, что после первого покушения в 1913-м покончил с собой тогдашний хранитель Галереи...
И ещё одна пострадавшая картина присутствует незримо на выставке - "Иди за мною, Сатано": она погибла во время войны, и теперь вместо неё три эскиза.
Большую часть экспозиции, как мне показалось, составляют портреты. Вспоминая сейчас, скажу, заметней всего лично для меня были мощный "Протодиакон", который потом был изображён на "Крёстном ходе в дубовом лесу", портрет баронессы Икскуль (между прочим, была награждена Св.Георгием за организацию госпиталей в Первую Мировую), портрет пианистки Луизы Мерси д'Аржанто (дама лежит на диване, смотрит извиняющимся взглядом - а оказалось, что портрет Репин закончил за одиннадцать днгей до её смерти). Савву Мамонтова я с Лениным спутал - не в первый раз, надо сказать. Но ведь похожи!
А ещё был портрет композитора А.К.Глазунова - так он на меня оказался похожим (ну, или я на него). Даже встал рядом, постаравшись принять позу с портрета, чтоб меня сфотографировали!
Как я сказал, многие картины из ГТГ, потому виденные неоднократно. Но!... Сейчас смотрел - и находил новые детали. Например, "Садко". Соблазняют его морскими царевнами, а он смотрит вверх, и в левом верхнем углу картины - его любимая, которая дома ждёт. Ну чисто товарищ Сухов и его любезная Катерина Матвеевна! И царевны разные - одна русалка с хвостом, другая - вроде морской конёк, судя по крылышкам...
У царевны Софьи за окном повешенный висит. А что она такая суровая на вид - так это можно посмотреть, как Марина Бутина за год тюрьмы изменилась.
А у запорожца с "Запорожцев" не просто усы, а усы, заложенные за уши.
Из небольших работ больше всего понравились абрамцевские пейзажи и сценки, что в главном зале висят у подъёма на антресоли, особенно мостик с женской фигурой.
А большинство работ - габаритные, и из-за особенностей развески они несколько теряют, на мой взгляд. Например, "Торжественное заседание Государственного Совета", "17 октября 1905 года" и портрет Николая Второго сверху с антресолей смотрятся лучше, чем в зале. По крайней мере, я так думаю. Скажем, портрет императора оказывается написанным в солнечный день, судя по лучам на паркете, которые буквально светятся, и которых не видно вблизи. Да и "октябрьский" день оказывается солнечным.
"Приём волостных старшин Александром Третьим" запомнился не только, как шедевр живописи, но и роскошной рамой с гербами и с цитатой из речи императора.
Как я сказал, на антресолях расположился исследовательский отдел, в котором рассказывают об этапах работы над тем или иным полотном, которые были обнаружены в результате рентгеновской съёмки или макросъёмки. Например, жену брата Репин изобразил в бальном платье. а потом, поссорившись с ней, "переодел" в монахиню. Царевна Софья первоначально изображена была с короной и в более уютной комнате. Главного персонажа "Не ждали" Репин переписывал несколько раз: то палку ему даст, то старика рядом изобразит, не говоря уж о том, что первоначально это вообще женщина была. А кто-нибудь заметил, что на стенах в комнате, куда входит бывший каторжанин, символические картины висят? Портреты Шевченко и Некрасова, "Голгофа", Александр Второй на смертном одре?
По выставке ходят экскурсии, и я подслушал то ли вопрос, то ли просто экскурсовод тему поднял насчёт личной жизни, брошенной жены... В общем, сказано было в том духе, что болтают всякое, но гений живописи - он и есть гений.
Есть мнение, что на выставку надо сходить ещё раз, и вот почему: на одном из стендов прочитал, что Репин, ценя великих мастеров прошлого, перенимал их манеру и что на таких-то портретах можно заметить сходство с такими-то художниками прошлого. И впрямь, вспоминая картины, видел подтверждение сказанному, но сил обойти ещё раз, уже с конкретной целью - увы!...