Переправа 7.Panzer-Division через Донец у Соломино под Белгородом 5 июля 1943 г (фото и видео)

Jan 19, 2016 22:28

Оригинал взят у vassilio в Переправа 7.Panzer-Division через Донец у Соломино под Белгородом 5 июля 1943 г (фото и видео)
Всё началось с попытки идентифицировать фотографию из архива Heinrich Hoffmann Баварской государственной библиотеки, установив конкретное место съёмки возводимого для "Тигров" моста через (некую) реку во время июльского наступления немцев в 1943-м у Белгорода - на южном фасе Курской Дуги:


Потом были найдены и другие копии этого снимка и обнаружено, что его автор - фотокорреспондент роты пропаганды SS Kriegsberichter PК - Ollig
(Все картинки кликабельны).

Река, через которую пробрасывается мост, конечно, Северский Донец, но характерных деталей, попавших в кадр и позволяющих соотнести место съёмки с современной местностью, срытой-перекопанной-застроенной и частично скрывшейся под водохранилищем, на фото не так и много. Вернее, из замеченных, такая особенность всего одна - это склон холма, на котором свободная от леса "поляна" клином уходит вверх. (Плюс - заметен перепад крон деревьев у вершины этого клина, что может свидетельствовать о наличии там разрыва в лесном массиве на два отдельных участка).

Однако, если посмотреть на современные спутниковые снимки, то у Донца ниже Белгорода подобных открытых участков, вклинивающихся в лес, можно обнаружить только два, и оба - возле села Соломино, к северу и к югу от современного моста (причем, и у одного и у другого, - лес на вершине имеет разрыв):



Более подходящим представляется северный участок, с новоявленным (и уже заброшенным) меловым карьером. (А в XIX веке, судя по карте Шуберта, здесь была отдельная от Соломино деревня - "Колосова"):


однако, поскольку аэрофотосъёмки Соломино времён войны пока не попадалось, это осталось бы только гипотезой, если бы... не немецкий еженедельный киножурнал "Die Deutsche Wochenschau" #672 от 21 июля 1943 г, в котором на 20:01 секунде мы видим строительство этой переправы!
"Our engineers throw up a prefabricated bridge":

image Click to view


Затем, с 20:08 секунды фильма показан сюжет о сдаче в плен обнаруженных немцами большевиков, которые переплывают реку в шинелях, а с 20:16 секунды мы видим, как "Our tanks cross the river even before the bridge is fineshed", но об этом мы поговорим чуть позже.

В левом верхнем углу, под словом "July", следующего кадра кинохроники видна некая усадьба с группой из трех белых построек:


Обратите внимание, что это единственная усадьба, находящаяся на склоне, а остальные располагаются вдоль улицы, проходящей ниже, у подножия холма, что вполне соответствует обозначениям на карте Генштаба РККА 1940 года:


(Построена в этом месте какая-то вилла, выбившаяся из общего ряда улицы, и в наши дни).

Таким образом, с большой степенью вероятности можно утверждать, что сейчас место, попавшее в кадр с возводимым немцами сборным мостом, примерно в том же ракурсе как и на фото Ollig'а, выглядит так:



И чтоб было понятней, где это находится - снимок сделан приблизительно от дороги, идущей к Дорогобужино (не так-то просто подобраться к заросшему берегу и найти просвет среди деревьев):



...Ещё один снимок от корреспондента PK Ollig'а, который подтверждает указанное место и событие, к которому эти фотографии и кадры кинохроники относятся:



На нем - командир 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии вермахта подполковник Адальберт Шульц (Oberstleutnant Adelbert Schulz, он слева), "Тигр" 3-й роты 503-го тяжелого танкового батальона (по идентификации tiif.de #300, командирский) и характерный меловой "мыс" в Соломино, похожий на объевшегося питона (его, как полагают, даже сам Юлий Феддерс рисовал):



Следовательно, всё это происходит 5 июля 1943 года, когда 7 тд, имея в своём составе 3-ю роту 503 ттб, форсировала Северский Донец.

Этот второй снимок Ollig'а позволяет установить место съёмки ещё одной безымянной ("Juli 1943, Vormarsch auf Bjelgorod") фотографии с "Тиграми" из архива Heinrich Hoffmann неизвестного автора - становится ясно, что танки стоят на дороге, проходящей возле мелового отрога Соломинского "мыса":



Есть одна характерная особенность, которая указывает, что меловые отроги на снимках Ollig'а и этом - не просто очень похожи внешне, но и полностью идентичны между собой - это тёмное пятнышко в соответствующем месте:


(И получается, - это "Тигры" 3./sPzAbt.503 ).

Сейчас к этому отрогу подступила вода "Белгородского моря", а сам он наполовину зарос спустившимся с холма лесом:



# # #

Обратимся теперь к переправе танков 7 тд через Донец вброд, которая была начата "даже не дожидаясь окончания строительства моста", как бодро комментируют этот видеосюжет в указанном немецком киножурнале.

Имеется множество достаточно широко известных снимков этого танкового брода, большая часть из которых хранится в Бундесархиве и использовалась в ряде книг и публикаций, но теперь мы будем знать, что это за событие, где и когда оно происходит.
Приведенные ниже фотографии визуально взаимосвязаны между собой по ряду характерных деталей, попавших в кадр, и выполнены (из тех, что подписаны) корреспондентом роты пропаганды SS Kriegsberichter PК - Kipper.

Подготовка брода. Инженерное подразделение (уже взорвав-срыв крутые берега в месте брода) укладывает на дно сходни-трапы, дабы не дать танкам увязнуть в иле:

Голландская газета "Limburger Koerier", 26 Augustus 1943:



Газета "Deutsche Zeitung in den Niederlanden", 20 August 1943:



Panzer III с номером i02 ожидает своей очереди к броду, справа же от него в кадр попал "Тигр" #300, номер которого можно разобрать на обложке японского журнала The Tank Magazine 1984 №10 "Operation Zitadelle, The Battle Of Kursk, 1943 summer", где это фото опубликовано в более качественном виде. (Этот Tiger-tank мы уже видели на втором снимке Ollig'а, и теперь становится понятно, куда смотрели и что обсуждали там танковые командиры):



...а PzKpfw III #i01 начинает переправу (фото с сайта tiif.de - источник они указывают на самих картинках):


(tiif.de)

Panzer III #i01:


(gettyimages.com)

Panzer III #R14:


(tiif.de)

Panzer IV:


(tiif.de)

PzKpfw IV и какой-то расположенный чуть выше по течению мост, который также строят (или восстанавливают) копошащиеся вокруг него немцы (фото PK Kipper):


(tigerscorner.ru)

Фото из книги Л.Н.Лопуховского "Прохоровка без грифа секретности", подписанная там
"Немецкий танк Т-IV преодолевает речку по броду".
Восточный берег Донца (и до Прохоровки ещё далеко):



Переправой командует подполковник Адальберт Шульц:



Танки вытягивают на левый берег на буксире за трос, а помогают их "выуживать" из реки - бывшие солдаты РККА с лопатами (добровольно они это делают или по принуждению, попав в плен, - остаётся за кадром).
PzKpfw IV #R03:



Левый берег вблизи брода сейчас:



Попробуем теперь определить, в каком месте реки был этот брод.

По близкому расположению мелового отрога от Тигра #300 и разговаривающих у брода танковых командиров на втором снимке Ollig'а , надо полагать, это место находилось неподалёку от строящегося моста - в экс-деревне Колосова, однако вид холма на заднем плане снимка со съезжающим с берега в реку Panzer III #i01 отличается от того, который попал в кадр на первой фотографии Ollig'a.
Посмотрим на домишки у левого края снимка со стоящим на берегу Panzer III #i02 и сравним их с усадьбой на склоне, выбившейся из ряда улицы, о которой мы говорили, просматривая кадры киносъёмки:


И там и там - одинаково плохо видно, но и в том и другом ракурсах можно разобрать, - что это группа из трех близко расположенных строений. Слева, пониже на склоне - большое, широкое. Справа от него и чуть выше - поменьше, и ещё одно узкое и высокое (с какой-то странной крышей) - расположено выше этих двух, за ними.
Кроме того, с левого края кадра киносъёмки, вдалеке, в направлении к Донцу повёрнуто некое "транспортное средство", которое по абрису вполне соответствует немецкому танку:



В общем, резюмируя, по фотографиям, имхо, получается приблизительно так:



# # #

...Перейдя реку вброд, танки 7-й танковой дивизии продвигаются на восток: визуально, судя по следующим фотографиям Kipper'а, - в сторону Крутого Лога (где их уже ждёт гвардии капитан Иван Ильясов).

Слева от Шульца видно Соломино, справа - меловые отроги "мыса", за головой подполковника - экс-деревня Колосова:






Судя по своеобразной внешности танкиста слева, - за Шульцем PzKpfw III #i02:



Так и есть - i02, а правее его башни в кадре т.н. "Муромская яруга" - широкая балка, ведущая к Дубовому (до войны - колонии для мелких преступников). У Дубового, в начале этой балки, растёт вековой Дуб:



"Тигров" 3-й роты 503 ттб, задержавшихся (?) при переправе через Донец, ещё нет в кадре, но они присоединятся к 25-му танковому полку Шульца где-то позже на марше:








(tiif.de)



(tiif.de)

# # #

Наконец, посмотрим, как соотносится увиденное нами воочию с данными военной истории.

Валерий Замулин "Забытое сражение Огненной дуги":

"...Дивизия Функа в первом эшелоне имела две боевые группы, которые наступали несколькими эшелонами. Первой двинулась группа, находившаяся южнее Соломино. В 5.00 немцы попытались форсировать реку на участке 2/225-го гв. сп (район выс. 123.0). По мосту из надувных лодок переправилась штурмовая группа 442-го грп и 19-й сапб с задачей разминировать участок перед будущей переправой. Но попытка оказалась неудачной, под огнем батальона противник отошел и начал ставить дымовую завесу. Через полчаса примерно двум ротам удалось выйти на восточный берег и прорваться к первой тран­шее батальона. Завязалась рукопашная схватка в окопах.

Одновременно началось строительство моста восточнее церкви Соломино из типовых конструкций на свайных опорах для 25-го тп и артполка дивизии.

Уже через три часа после того, как начался бой, на рубеже 225-го гв.сп бронетехника 6-й тд пошла на восточный берег Донца по 60-тонному мосту, кото­рый был возведен севернее Соломино.

Несколько позже было завершено строительство и 16-тонного моста из стандартных конструкций типа «К» южнее села, у выс. 108.9. «Этот мост для пропуска танков был построен на свайных опорах, -отмеча­ется в отчете штаба инженерных войск фронта, составленном на основе опроса пленных саперов 58-го сапб 7-й тд, -сваи за­бивали ручной металлической бабой весом 60 кг. Бойку свай производили четыре человека. Мост имел длину 12 м и был построен за два с половиной часа командой саперов численностью 30-35 че­ловек».

После того как гренадеры южной группы вступили в бой с ротами 2/225-го гв. сп 78-й гв. сд у выс. 108.9, в районе Дорого­бужено, реку форсировала северная группа."

По воспоминаниям командира 7-й танковой дивизии генерала Ханса фон Функа (Hans Freiherr von Funck), приведенным в этой же книге В.Замулина:

"...В районе север­ных окраин Соломино удалось с большим трудом вброд перепра­вить роту «тигров». Стальные танки не могли перейти реку, так как было сильно изрыто снарядами дно и разбиты берега. Рота была подтянута к проходу в болоте, расположенном восточнее выс. 108.9. Однако здесь из-за минных заграждений они были вынуждены остановиться, пока саперы не проделают проходы в минных полях. При этом она оказала саперам эффективную поддержку."

По местам, выделенным мной в тексте курсивом, возникают вопросы:

1. Строительство моста восточнее церкви Соломино (это на уровне сельского кладбища, т.е. южнее современного автомоста) для 25-го тп, возможно, и было начато, но его танки во главе с командиром Шульцем, как видим, пересекли реку вброд (причем, в северной части села).

2. Странно звучит само построение фразы фон Функа о том, что "Тигры", которые не могли перейти вброд реку из-за изрытых берегов/дна - перешли её вброд. Или эта языковая "корявость" - изъян перевода?
Хотя, если речь идёт о том броде, который мы видели, очень сложно представить, как выползали на берег тяжелые "Тигры", тогда как и более лёгкие Panzer III-IV приходилось вытаскивать не без труда, с помощью тросов (дно брода, как мы видели, немцы укрепили). Странным кажется и то, что этот зрелищный процесс не был сфотографирован и снят на киноплёнку корреспондентами роты пропаганды, коих здесь крутилось предостаточно (Или вброд тигры пошли позже, когда все фотографы и кинооператоры умчались вперёд, в поисках более важных сюжетов о наступлении с переднего края? - это весьма вероятно, конечно).

3. Представляется, что столь грузоподъёмный, 60-тонный, мост на северной окраине Соломино необходим был исключительно для обеспечения переправы 56-тонных "Тигров".
Судя по мощным стальным конструкциям, местоположению, находящимся вблизи "Тиграм" - наверняка, его-то строительство мы и видим на первом фото Ollig'а. И коль он был построен "уже" через три часа после начала операции... Неужели "Тигры" проскочили Донец бродом, с риском увязнуть, быстрее?.. (Быстрее, чем построили мост, но медленнее, чтоб их успел снять на плёнку Киппер, рванувший вперёд вместе с Шульцем? ).

В общем, вопрос о способе переправы через Донец у Соломино "Тигров" 3-й роты 503 ттб - остаётся открытым.

снимки войны, редкости

Previous post Next post
Up