Бритоголовая императрица.

Apr 15, 2015 15:45



Семья Петра I в 1717: Пётр I, Екатерина, старший сын Алексей Петрович от первой жены, младший двухлетний сын Пётр и дочери Анна и Елизавета. Эмаль на медной пластинке. (фрагмент) Мусикийский, Григорий Семенович

Она родилась 231 год назад, 15 апреля 1684 г., в семье… Нет, в какой именно семье - неизвестно. На родство с этой женщиной могут претендовать сразу несколько народностей - немцы, латыши, эстонцы. Но в истории она осталась как русская. Русская императрица. Имя, данное при рождении, - Марта Катарина. Нам она известна как жена Петра Великого - Екатерина I.

Гораздо менее известны результаты её недолгого самостоятельного правления - с 1725 по 1727 г. Что произошло в России при первой Екатерине? Из глобальных дел немного. Но страна, поднятая «железной рукой» Петра на дыбы и превращённая в некое подобие военно-промышленного лагеря, всё-таки получила нужную передышку. И даже обросла кое-какими атрибутами полноценного европейского просвещённого государства. С её лёгкой руки появилась Академия наук. Была организована знаменитая экспедиция Витуса Беринга. Ею же учреждён орден Александра Невского, перекочевавший, к слову, и в СССР, и в современную Россию. Мало? Было ещё одно дело, каким наши государи редко отличались, - забота о народе. Чуть ли не впервые в истории годовой подушный налог при ней не подняли, а наоборот - понизили.

Когда заходит речь о первой русской императрице, сразу вспоминают западноевропейскую сказку. Золушка. Да-да, про девочку, что мыла полы, стирала бельё, а потом внезапно стала женой могущественного правителя. Всё верно.

Только вот русская императрица может дать фору любой Золушке. Та, если верить писателю Шарлю Перро, всё-таки была дочерью «главного королевского егеря». То есть довольно-таки знатной дворянкой. Наша же героиня вышла из самых низов.

Бритоголовая царица

«Мала ростом, толста и черна. Вся её внешность не производит выгодного впечатления. Сразу заметно, что она низкого происхождения», - таков был вердикт немецкой графини Вильгельмины Байретской. Да и отечественные свидетели, вынужденные по долгу службы льстить, восторгались императрицей более чем умеренно: «Екатерина вовсе не была красавицей… Но в ея вздёрнутом носе, алых губах, а главное, в роскошном бюсте было столь много очарования… Немудрено, что такой колосс, как царь Пётр, всецело отдался этому сердечному другу».

Может быть, дело именно в роскошном бюсте? Вообще-то о склонностях Петра Великого сложено немало легенд. Запойно пил, дрался, сквернословил, держал при себе чуть ли не гарем. Так отчего ж ему за роскошный бюст не сделать чухонскую простушку императрицей?

Нет. Думается, дело в другом. Вряд ли Екатерина была сильно красивее первой жены Петра - Евдокии Лопухиной. Но зато у неё были какие-то особенные умения. И это не касается постельных дел. Она могла залпом выпить стакан крепчайшей водки. Могла и любила жить в армейской палатке, спать на жёстком тюфяке. Отличалась недюжинной физической силой. По легенде, Пётр как-то поднял свой тяжёлый маршальский жезл и спросил у придворных: «Кто удержит, руку вытянув?» Не смог даже признанный силач Меншиков. Екатерина же, перегнувшись через стол, взяла жезл и несколько раз его подняла.

Она делала по два и даже по три конных перехода в день верхом в мужском седле. Сопровождала своего беспокойного мужа даже на войне. Да ещё как! В персидском походе 1722 г. обрила себе голову и носила гренадёрский колпак. Не боялась появляться и на передовой - перед сражением лично делала смотр войскам, ободряя солдат словами и чаркой водки. По свидетельствам очевидцев, «вражеские пули, свистевшие над ея головой, почти не смущали Екатерину».

Бабий век

Ещё большего изумления заслуживает другой её поступок - Екатерина добилась выплаты просроченного за 18 месяцев жалованья для трёх гвардейских полков. Да, по большому счёту, она старалась для себя. Выяснилось это только после смерти Петра, когда войска впервые встали на сторону вдовой царицы. Более того - провозгласили её своей «матушкой-заступницей». Этим, собственно, и был открыт «бабий век» отечественной истории - дальше почти всё столетие Россией правили женщины.

Заслуги Екатерины перед нашей Россией неочевидны. Чаще всего вспоминают её распутство, пьянство и стяжательство. Ну да, все свои награды и подарки она обратила в деньги, которые положила в амстердамский банк и этим начала ещё одну традицию - переводить свои средства на счета зарубежных банков. Да, завела при дворе огромное количество приживалок и шутов, которые приводили в изумление рафинированных европейских посланников. Да, взята в жёны буквально из-под солдата: «Сначала был муж, шведский королевский кирасир Иоганн Рабе, потом безымянный русский гренадер, следом фельдмаршал Шереметев, следом Меншиков, и только потом - царь». Не умела ни читать, ни писать. Когда же пришлось учиться ставить хотя бы свою подпись под документами государственной важности, просидела над этой «премудростью» целых три месяца.

Константин Кудряшов Походная жена. За что Пётр I полюбил немецкую простушку?




Иван Никитич Никитин (1680-е - не ранее 1742) (?)
Портрет императрицы Екатерины I
1717 г.
Холст, масло. 127х98 см
Флоренция, Уффици



Иван Григорьевич Адольский (?) (1686 (1691?) - около 1758)
Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком
Вторая четверть XVIII в.
Холст, масло. 56x47 см
Государственный Русский музей



Луи Каравак (Louis Caravaque) (1684 - 1754)
Портрет императрицы Екатерины I в пеньюаре
1720-е гг.
Холст, масло. 80х60,5 см
Государственный Русский музей



Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
Конец XVIII - начало XIX в.
Холст, масло. 71,5х53,5 см. Фрагментарная копия с портрета работы Ж. М. Натье 1717 г.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга



Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
1710-е гг.
Холст, масло. 76х60 см
Государственный Эрмитаж



Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
1724 г. (?)
Холст, масло. 269x122 см
Государственный Эрмитаж



Генрих Бухгольц (Heinrich Buchholz) (1735-1780)
Портрет императрицы Екатерины I
1724 г.
Холст, масло
Государственный исторический музей



Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
Около 1720 г.
Холст, масло
Государственный исторический музей



Иоганн-Генрих Ведекинд (Johann-Heinrich Wedekind) (1674-1736)
Портрет императрицы Екатерины I
Около 1720 г.
Холст, масло
ГМЗ Ораниенбаум



Жан Марк Наттье (Jean Marc Nattier) (1685 - 1766)
Портрет императрицы Екатерины I
1717 г.
Холст, масло. 142,5х110 см
Государственный Эрмитаж



Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
Начало XVIII в.
Холст, масло
Museum Geelvinck-Hinlopen Huis, Amsterdam



Андреас Моллер (Andreas Møller) (1684-1752/62)
Портрет императрицы Екатерины I
1712 г.
Холст, масло
Museum Geelvinck-Hinlopen Huis, Amsterdam




Карел де Моор (Carel de Moor) (1656 - 1738)
Портрет императрицы Екатерины I
1717 г.
Холст, масло. 81x64 см (овал)
Государственный Эрмитаж



Георг Кристоф Гроот (Georg Cristoph Grooth) (1716 - 1749)
Портрет императрицы Екатерины I
Середина XVIII в.
Холст, масло. 78,4х60 см
Kadrioru kunstimuuseum, Эстония



Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
1720-е гг. (?)
Холст, масло. 136x95 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"



Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
1720-е гг. (?)
Холст, масло
Государственный музей Шверина, Германия



Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Портрет императрицы Екатерины I
1724 г.
Эмаль на золоте. 3,6х2,8 см (овал)
Государственный Русский музей



Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Портрет императрицы Екатерины I
1727 г.
Эмаль на золоте. 3,7х3 см (овал)
Государственный Русский музей



Андрей Григорьевич Овсов (1678 (1679?) - 1740-е)
Портрет императрицы Екатерины I
1720-е гг.
Эмаль на золоте. 4,2х3,5 см (овал)
Государственный Русский музей




Андрей Григорьевич Овсов (1678 (1679?) - 1740-е)
Портрет императрицы Екатерины I
1720-е гг.
Эмаль на меди. 4х3,4 см (овал)
Государственный исторический музей




Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Портрет императрицы Екатерины I
1716-1717 гг.
Золото, эмаль. 2,8х2,4 см (овал)
Государственный Эрмитаж


Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Портрет императрицы Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге
1724 г.
Золото, эмаль. 6,5х8,8 см (овал)
Государственный Эрмитаж


Шарль Буат (Charles Boit) (1662 - 1727)
Портрет императрицы Екатерины I.
1717 г.
Медь, эмаль; роспись. 4,6x3,7 см (овал)
Государственный Эрмитаж


Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Портрет императрицы Екатерины I
1710-е гг.
Миниатюра: металл, эмаль
Частное собрание, США


Андрей Григорьевич Овсов (1678 (1679?) - 1740-е) (?)
Портрет императрицы Екатерины I
Около 1724 г.
Медь, эмаль; роспись. 5х4,3 см (овал)
Государственный Эрмитаж


Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
Конец 1710-х гг.
Медь, эмаль; роспись. 3,5х 3 см (овал)
Государственный Эрмитаж


Андрей Григорьевич Овсов (1678 (1679?) - 1740-е) (?)
Панагия с портретом императрицы Екатерины I (на оборотной стороне)
1725 г.
Металл, эмаль; роспись. 4,4х3,6 см
Государственный исторический музей


Иоганн Готфрид Таннауер (Johann Gottfried Tannauer) (1680 - 1737) (?)
Портрет императрицы Екатерины I
1720-е гг.
Холст, масло
Государственный исторический музей


Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
II четверть XVIII в.
Холст, масло. 89,6х56,9 см
Ярославский художественный музей


Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины I
1720-е гг.
Холст, масло
Летний дворец Петра I, СПб


Иван-Большой Григорьевич Адольский (Одольский) (после 1686 (1691 ?) - около 1758)
Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком
1725 -1726 гг.
Холст, масло. 223х140 см
ГМЗ "Царское Село"


Неизвестный художник
Портрет Екатерины I
Середина XVIII в.
Холст, масло. 85,1x68 см
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Портрет императора Петра I и Екатерины I
1715 г.
Миниатюра: металл, эмаль; роспись
Частное собрание, Париж



Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Семейный портрет Петра I
1720 г.
Миниатюра: металл, эмаль; роспись
Walters Art Museum, Baltimore, USA




Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Конклюзия на престолонаследие
1717 г.
Медь, эмаль; роспись. 10,8 х 8,2 см (овал)
Государственный Эрмитаж



Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 - около 1739)
Портрет семьи императора Петра I
1716 - 1717 гг.
Медь, эмаль; роспись. 12,0х8,5 см (восьмиугольник)
Государственный Эрмитаж

ТОГДА И НЫНЕ, даты, прекрасные незнакомки

Previous post Next post
Up