Как в Казахстане ремонтируют бронетехнику. Фоторепортаж

May 24, 2018 11:53

Оригианл потырен ТУТ Как в Казахстане ремонтируют бронетехнику. Фоторепортаж
автор Григорий Беденко ака greg_bedenko



Танки Т-72Б на заводе АО "Семей Инжиниринг". Даже не на ходу эти машины выглядят грозно / Фото Григория Беденко

В ближайшие два года АО "Семей Инжиниринг" восстановит для казахстанской армии 89 танков, БТР и БМП.

7 мая 2018 года на полигоне 40-й военной базы в Отаре состоялся второй в истории казахстанских Вооружённых сил Боевой парад. Его основная часть представляла собой операцию сил специального назначения по уничтожению незаконных вооружённых формирований, где главная роль была отведена бронетехнике. Эффектная атака танков, БМПТ и других тяжёлых бронемашин показала не только достаточно высокий уровень подготовки военных, но и то, что казахстанская промышленность сегодня вполне способна поддерживать бронетехнику в рабочем состоянии и заниматься её модернизацией. Корреспондент informburo.kz побывал на предприятии АО "Семей Инжиниринг", выполняющем государственный оборонный заказ.





Административный корпус АО "Семей Инжиниринг" / Фото Григория Беденко

История единственного в Центральной Азии бронетанкового ремонтного завода началась в 1976 году. Огромной механизированной группировке Среднеазиатского военного округа (САВО) требовалась промышленная база для поддержания боевой техники в эксплуатационном состоянии. В соответствии с постановлением Семипалатинского горисполкома геологической группой войсковой части 41486, расположенной в Воронеже, в районе Семипалатинска были проведены изыскательские работы. Строительство завода началось в 1984 году, а в 1987-м его первая очередь уже была сдана в эксплуатацию.



Разбор танка Т-72 / Фото Григория Беденко

Предприятие занимает площадь более 17 гектаров. В 1990-е годы оно представляло собой режимный объект, фактически воинскую часть и находилось в подчинении Министерства обороны Казахстана. В 2003 году в республике была создана национальная компания "Казахстан Инжиниринг", и бронетанковый завод наряду с другими предприятиями казахстанской оборонки вошёл в её состав. В 2004-м завод был переименован в АО "Семей Инжиниринг".



На заводе АО "Семей Инжиниринг" трудятся 380 специалистов / Фото Григория Беденко

Сегодня основным направлением деятельности компании остаётся проведение всех видов ремонтных работ, а также модернизации бронетанковой техники, которая стоит на вооружении казахстанских силовых структур. Это бронетранспортёры (БТР-60 , БТР-70 , БТР-80 ), боевые машины пехоты (БМП-1, БМП-2 ), модификации основного боевого танка Т-72 (Т-72Б, Т-72A), а также различных видов бронемашин, таких как БРМ-1К, выполненных на базе вышеназванной техники. Обслуживание проходят также самоходные артиллерийские системы: САУ 2С1 "Гвоздика", САУ 2СЗМ "Акация". Завод может ремонтировать дизельные двигатели для танков и бронемашин: B-59, B-46-6, B-84, УТД-20, КамАЗ 7403.

image Click to view





В этом цехе одновременно разбирают и танки, и БМП / Фото Григория Беденко

Главная задача предприятия - повышение обороноспособности страны путём оказания услуг в области поддержания эксплуатационного состояния бронетехники. Основные заказчики - Министерство обороны, Пограничная служба КНБ, Национальная гвардия. Партнёрами АО "Семей Инжиниринг" являются предприятия Российской Федерации, Беларуси, Турции и других стран.



В советской бронетехнике был заложен колоссальный ресурс прочности / Фото Григория Беденко

С 2012 по 2014 год предприятие выполнило работы по государственному оборонному заказу на сумму 21 млрд 126 млн тенге. Сейчас менеджмент АО "Семей Инжиниринг" изучает возможность реализации экспортных контрактов по продаже собственной техники и неиспользуемой военной техники Вооружённых сил РК. Также развивается конверсионное направление производства.

image Click to view





На базе старых бронемашин можно выпускать и войсковые, и конверсионные модификации / Фото Григория Беденко

Модернизация предприятия началась в 2011 году. НК "Казахстан Инжиниринг" разработала финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта "Создание центра технического обслуживания, ремонта и модернизации тяжёлой техники военного и гражданского назначения". В 2014-м из республиканского бюджета были выделены 2 млрд тенге, которые направили на увеличение уставного капитала АО "Семей Инжиниринг". Была также разработана процедура возврата инвестиций.















Транспортировка танковой гусеницы / Фото Григория Беденко

image Click to view



Менеджмент АО "Семей Инжиниринг" заключил рамочный контракт с АО "Рособоронэкспорт" на технический аудит, который был проведён специалистами ремонтных предприятий Российской Федерации. По результатам были составлены перечни необходимой документации, оборудования и технологического оснащения для освоения полного цикла обслуживания новых образцов бронетехники, поступающей на вооружение в Казахстан. Это, в частности, БТР-82A, CПМ "Тигр" и машины на их базе.



На предприятии освоено производство почти половины необходимых запчастей / Фото Григория Беденко

В целом модернизация предприятия, как рассчитывает его менеджмент, позволит расширить линейку ремонта бронетехники, замкнуть технологический цикл путём изготовления собственных комплектующих, снизить импорт продукции, а также увеличить казахстанское содержание.



Сергей Бижанов, заместитель генерального директора АО "Семей Инжиниринг" по производству / Фото Григория Беденко

- В данное время на предприятии у нас находится 89 единиц бронетанковой техники, - рассказывает Сергей Бижанов, заместитель генерального директора АО "Семей Инжиниринг" по производству. - Наш вклад в обеспечение войск Министерства обороны следующий: по сравнению с 2016 годом идёт увеличение производства на 50% в 2017-2018 годах и выполнение гособоронзаказа на 100% - в 2018-2020 годах. Имеется в виду та бронетехника, которая обозначена в наших контрактах.















Элементы трансмиссии танка / Фото Григория Беденко

Как сообщил Сергей Бижанов, если ранее запчасти для проведения капитального ремонта бронетехники поставлялись на предприятие российской промышленностью, а также предприятиями других государств, сейчас основное направление - максимальная локализация производства в Казахстане. Общая потребность в запасных частях - 5 754 наименования. "Семей Инжиниринг" к настоящему времени освоил уже 2 182 позиции. То есть деньги остаются в стране. В процентном отношении локализация составляет 28,9%.

image Click to view





После образования АО "Семей Инжиниринг" на заводе появились новые цеха / Фото Григория Беденко

- У нас поставлена задача выйти к концу года по уровню локализации производства на 35%, - сообщил далее замгендиректора АО "Семей Инжиниринг". - Капитальный ремонт условно делится на четыре составляющие. Когда техника поступает на капитальный ремонт, мы проводим её приёмку - визуально определяем те комплектующие, которые необходимы. Узлы и агрегаты танка или бронетранспортёра могут быть приведены в надлежащее состояние, здесь на предприятии отремонтированы и в дальнейшем могут быть использованы при установке на объект.


Покраска элемента ходовой части БМП / Фото Григория Беденко

- Второе направление - это возможность изготовления этих узлов и агрегатов, в случае если они к дальнейшей эксплуатации непригодны. Третье направление - это возможность изготовления комплектующих на других предприятиях Казахстана. Мы сейчас стараемся максимально эффективно налаживать связи с такими предприятиями, изучаем их технологические возможности, чтобы максимально загрузить. Четвёртое направление - когда нет возможности изготовить самим, а также на казахстанских предприятиях, мы выходим на российских поставщиков в рамках Федеральной службы военно-технического сотрудничества (ФСВТС) по ценам их гособоронзаказа. Они, соответственно, поставляют нам эти комплектующие по тем ценам, которые определены у них для аналогичных работ.






Бронекорпуса БМП, подготовленные к сборке / Фото Григория Беденко

Специалисты АО "Семей Инжиниринг" не только обеспечивают полный капитальный ремонт стоящих на вооружении моделей бронетехники, но и занимаются их модернизаций. Один из наиболее любопытных проектов - это модернизированный танк Т-72 KAЕ. Он, кстати, будет показан на предстоящей военно-технической выставке KADEX-2018 в Астане. Проект разрабатывается совместно с казахстанским оборонным предприятием "Казахстан Аселсан Инжиниринг" (КАЕ) , отсюда и аббревиатура в названии танка.






В соответствии с государственным оборонным заказом АО "Семей Инжиниринг" поставит в войска 89 бронемашин к концу 2020 года / Фото Григория Беденко

Танк создан на базе Т-72A. Компания КАЕ разработала для него новое оборудование, представляющее собой локализованные в Казахстане турецкие разработки в области военной цифровой связи, тепловизионных систем и систем дистанционного управления вооружением. Сборка и тестирование обновлённого танка были проведены на базе АО "Семей Инжиниринг".












В этом цехе стоят бронекорпуса танков Т-72 / Фото Григория Беденко

- В чем заключалась модернизация? Прежде всего, это установка современных средств обнаружения цели и наблюдения за ней, измерения дальности до цели, - рассказывает далее Сергей Бижанов. - Раньше стояло инфракрасное оборудование первого поколения, теперь - современное тепловизионное. Также там установлены современные цифровые средства связи. Ещё одним новшеством стало размещение в танке зенитной пулемётной установки, которая позволяет командиру машины вести огонь, находясь внутри танка. Это становится возможным благодаря оборудованию дистанционного управления модульного типа. Нашей разработкой для этого танка является противокумулятивный экран в боковой проекции машины. Он позволяет защитить объект от бокового поражения, при стрельбе по танку из РПГ (ручной противотанковый гранатомёт). Мы провели испытания, степень защиты подтвердилась на 76%. Из 10 выстрелов 8 не пробили эту защиту.



В отдельном цехе хранятся танковые башни и орудия / Фото Григория Беденко

По словам Сергея Бижанова, при этой разработке специалисты "Семея Инжиниринг" изучали опыт современных вооружённых конфликтов, в которых участвовали танки Т-72. Создали в результате свою конструкцию. Подобрали материал и пр. Затем установили на объект и провели испытания на полигоне - стрельбу по объекту из противотанкового гранатомёта. Войсковые испытания Т-72KAE начнутся после публичной демонстрации танка на KADEX-2018.



125-мм гладкоствольное орудие танка Т-72 / Фото Григория Беденко

"Семей Инжиниринг" также имеет наработки по цифровым средствам связи. По договорённости с Министерством обороны все устаревшие средства связи на танках, БМП и БТР будет заменены. Эта работа начнётся в рамках гособоронзаказа 2018-2020 годов.



Литая башня Т-72 весит около 10 тонн / Фото Григория Беденко

Ещё одна разработка, которая будет демонстрироваться на KADEX-2018, - это установка средств измерения радиоактивного заражения местности на модернизированный БТР-70. Ранее машина была укомплектована двумя бензиновыми двигателями. Специалисты "Семея Инжиниринг" довели его до уровня БТР-80 - поставили дизельные двигатели, заменили ходовую часть и трансмиссию. Затем машина была укомплектована цифровыми средствами связи, был смонтирован измерительный комплекс. В результате получилась современная войсковая лаборатория.



На Т-72 устанавливаются различные модификации 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя мощностью от 780 до 840 л.с. / Фото Григория Беденко

Её преимущество - измерения производятся в реальном времени, кроме того, все операции автоматизированы. Оборудование компактное, что делает машину перспективной для выпуска небольшой серией. Освобождается жизненное пространство внутри бронетранспортёра, где можно разместить какое-то другое оборудование.



Разбор БМП / Фото Григория Беденко

- Вся советская техника имеет определённый запас прочности, - продолжает рассказ Сергей Бижанов. - Вообще, можно сказать, что она сверхустойчивая. Конечно, уже возникает необходимость срочно принимать меры - прежде всего произвести замену резинотехнических изделий, например, уплотнителей топливной системы. Эту работу мы проводим. Поставлена задача - максимально освоить производство этих комплектующих на казахстанских предприятиях, в частности тех, которые находятся в Усть-Каменогорске. В дальнейшем планируем выйти на такой вид работы, как ремонт по техническому состоянию - это когда мы поднимаем степень надёжности бронемашины. Причём при таком ремонте мы планируем сразу же проводить комплексную модернизацию - замену устаревших средств связи, установку тепловизоров, новых прицелов и пр.



Склад запасных частей / Фото Григория Беденко

- В 2016-м мы завершили все работы по нашим долгам, - продолжил рассказ замгендиректора АО "Семей Инжиниринг". - Ранее было большое количество БТР, которые не успели в срок отремонтировать, - около 30. Было много неотремонтированных танков. Фактически они числились как убывшие из воинских частей, но долгое время простаивали на заводе. После этого мы получили новый заказ. Но ранее рынок поставки запчастей был очень объёмным, и ценообразование при проведении ремонта во многом от этого зависело - цены диктовали коммерческие организации.



Танковые люки хранятся отдельно / Фото Григория Беденко

- В 2016-м мы стали работать с российской Федеральной службой военно-технического сотрудничества (ФСВТС). Теперь российские заводы должны нам полностью дать свою номенклатуру запасный частей, в которых мы нуждаемся. Это 5754 позиции. 2016-2017 годы у нас как бы подвисли в том плане, что у российских предприятий была заменена техническая документация. Была некая нестыковка в обозначениях. Сейчас мы уже пришли к единому понимаю по вопросам документации. Договоры заключены, поставка запасных частей произойдёт, и в 2018 году эти работы, которые тянутся у нас с 2016-го, мы должны завершить.



На полный разбор танка уходит несколько дней / Фото Григория Беденко

- Параллельно мы двигаем заказы, которые получили в 2017-м и текущем году. В ближайшее время должны сдать все эти 89 машин, которые находятся у нас на предприятии. Тогда можно говорить о том, что мы выполнили все наши обязательства перед Министерством обороны, - завершил рассказ Сергей Бижанов.



На предприятии можно ремонтировать до 200 единиц бронетехники в год / Фото Григория Беденко

Сегодня на заводе АО "Семей Инжиниринг" трудятся 380 человек. Это минимальное необходимое количество работников для выполнения гособоронзаказа. Потенциально предприятие способно проводить капитальный ремонт 200 единиц бронетехники в год. В случае военного положения завод может работать в три смены, но при этом необходим большой фонд запасных частей. Также у предприятия есть перспектива участвовать в предпродажной подготовке бронетехники, списанной Министерством обороны. Соответствующий тендер завершится к концу 2018 года. В этом случае предприятие объявит о наборе дополнительного количества специалистов на контрактной основе. Также известно, что заинтересованность в сотрудничестве с АО "Семей Инжиниринг" проявляют военные ведомства Киргизии и Туркменистана.




Образцы модернизированной бронетехники, которую может серийно выпускать АО "Семей Инжиниринг":

Мобильная платформа БМП с автоматическим миномётом 2Б9 "Василёк" (БМП-2Б9);
Бронированная ремонтная эвакуационная транспортная машина (БРЭТМ);
Конверсионная колёсная техника (8х8) на базе БТР-70;
Бронированный ремонтный эвакуационный тягач (БРЭТ);
Модернизированный танк Т-72A cовместно с компанией Opgal Industries Ltd.
Модернизированный танк Т-72Б с СУО "Сосна-У";
Модернизированный танк Т-72A cовместно с CП ТОО "Казахстан Аселсан Инжиниринг" (Т-72KAE);
Поисково-спасательная гусеничная машина "Поиск" (на базе БМП-1);
Бронированная пожарная машина на базе Т-72;
Модернизированный БТР-70СИ;
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-KZ;
Конверсионная гусеничная техника (на базе БМП-1);
Опытный образец машины технической помощи (МТП) для подземных работ (на базе БРДМ-2).

Казахстан, Прогресс-Регресс, чудеса на виражах

Previous post Next post
Up