И там наши земли...

Nov 26, 2013 23:25

Ставка Белой Орды

15 августа в Украине, Беларуси и в Российской Федерации - День археолога. Накануне праздника Луганский областной совет, государственная администрация Попаснянского района организовали поездку журналистов на раскопки, которые ведут на территории Попаснянского района археологи центра «Спадщина» ВНУ имени Даля и Луганского областного краеведческого музея.

Факты

Казалось бы, где Золотая Орда (Улус Джучи, Улу Улус - Великое государство, Алтын Орда), а где Попасная Луганской области? Признаться, сообщение о ставке хана Золотой Орды, обнаруженной археологами близ села Шепиловка (Белогоровский сельсовет, Попаснянский район), вызвало усмешку: археологам дай воли - они столицу священной Римской империи в степи раскопают. Однако же не зря говорится: факты - упрямая вещь. Если на квадратном километре в течение сорока лет собирают монеты, относящиеся к строго определенному периоду времени, а также - заготовки для медных и серебряных монет, фрагменты украшений, керамику, то придется ставить вопрос: а что на этом месте и вокруг этого места происходило в годы, указанные на обнаруженных монетах?

Давайте подумаем вместе. Если на территории Луганщины вскрывают не два, не двадцать, но сотни курганов, в нижних камерах которых в одинаковых позах, на боку, с поджатыми нижними конечностями, лежат человеческие останки, то самому скептически настроенному человеку придется согласиться с тем, что четыре с лишним тысячи лет назад в степи жили люди, пользовавшиеся ножами, хоронившие мертвых, варившие медь. Если в самом живописном месте регионе, на возвышенности, четыре раскопки открывают восемь монет периода правления хана Абдуллы (Абдуллах), и нигде больше никакие раскопки никаких монет не выявляют, то остается допустить: здесь чеканили монету. По крайней мере, здесь стояли юрты, покупали скот, вершили суд.

Хан Абдуллах из рода Батыя

У старшего научного сотрудника Луганского областного краеведческого музея Оксаны Стадник сомнений относительно ставки хана Золотой Орды близ Шепиловки нет.

- Уточним: речь идет о ставке? Именно о ставке? Не стоянка, не стойбище, не временный лагерь, а - ставка, в значении «место расположения военачальника», а применительно к интересующему нас периоду - «правителя, его двора»?

- Именно так, - отвечает Оксана Владимировна. - Мы говорим о ставке, более-менее постоянном месторасположении хана Золотой Орды. Более-менее постоянном потому, что Чингисиды - потомки Чингиса - обязаны были кочевать. На территории примерно четыреста на пятьсот метров обнаружено около трех тысяч монет. Девяносто пять процентов монет относятся ко времени правления Абдуллаха - хана Золотой Орды с 1361 года. Монету хан чеканил с 1363-го по 1368 год.

Если монету хан чеканил в течение пяти лет и где-то на площади в один квадратный километр из трех тысяч обнаруженных монет девяносто пять процентов составляют именно монеты данного хана, то с математической неизбежностью из этого следует, что монетное производство располагалось именно в этом месте.


Впрочем, если кто-то захочет опровергнуть Оксану Стадник, он может попытаться это сделать. А пока придется исходить из того, что в Привольной степи, близ древнейшего хазарского поселения (лагерь луганских археологов расположился на территории хазарского поселения), в пятидесяти шагах от курганов «бронзового» века находилась ставка хана Абдуллаха, - политический и военный центр евразийского государства середины четырнадцатого века. Основная группа археологов работает на курганах катакомбной культуры, - здесь они раскопали, по словам руководителя экспедиции, археологического центра «Спадщина», доктора исторических наук Сергея Санжарова, могильник древнего «хозяина» территории, - на статус правителя указывают орнаменты на стенах камеры. Таких, с орнаментом, камер в Украине обнаружено всего четыре.

Великая Замятня

Нельзя объять необъятное… С 1359-го по 1380 год (год Куликовской битвы) на золотоордынском престоле сменилось не меньше 25 ханов. Точное количество до сих пор установить не удается. Это двадцатилетие четырнадцатого века в русских источниках называется Великой Замятней. По существу это была непрестанная резня. Началась она при великом Узбек-хане, огнем и мечом насаждавшем ислам в странах, входивших в состав Улуса. Узбек казнил 120 чингисидов. Летопись сообщает: «сел на царстве и обесерменился». Узбек основал Новый Сарай - Сарай аль-Джадид, на левом берегу Ахтубы, рукава Волги.

Узбеку наследовал старший сын Тинибек. Тинибека сменил Джанибек, убивший братьев Тинибека и Хизру. Что любопытно, Джанибека русская летопись называет «добрым». Это по его, Джанибека, приказу в Новый Сарай был доставлен митрополит Московский и Всея Руси Алексий, чудотворец, чтобы излечить от слепоты мать великого хана Тайдулу. Этому событию посвящен вышедший в прошлом году фильм Андрея Прошкина «Орда».

Престол Джанибека занял Бердибек (исламское имя Мухаммед), восьмой хан Золотой Орды, сын Джанибека, внук великого Узбек-хана, участник завоевательного похода в Азербайджан (1356 год), правитель Тебриза. К власти он пришел, организовав заговор против отца. Захватив власть, приказал уничтожить всех представителей рода Батыя. От резни на Кубань к аланам бежал даже старший брат Бердибека Лайпан. Освободил русскую церковь от дани. При нем, согласно арабским источникам, должность беклярбека занимал Мамай, фактически управлявший государством. Хан был убит летом или осенью 1359 года в результате переворота, приведшего к власти хана Кульпу - самозванца неизвестного происхождения. В следующем году Кульпа был убит Наурузом, также самозванцем неизвестного происхождения, также (в том же году) свергнутым и убитым ханом Хизром, потомком пятого сына Джучи. Хизр смуты не удержал и был убит вместе с сыном следующим правителем Тимур-Ходжой в 1361 году. Знать Тимур-Ходжой была недовольна. Этим воспользовался Мамай, зять Джанибека, восстал и назначил великим ханом потомка Узбек-хана Абдуллаха (Абдаллаха, Абдуллу). Тимур-Ходжа бежал на Волгу, где и был убит…

В общем, заговоры, междоусобица, войны… Потомок тринадцатого сына Джучи против ак-ордынской ветви того же Джучи в лице Мурада, противника Мамая и Абдуллаха… Мурад убит эмиром Ильясом Пулатом, а тот… При Мураде установилось фактическое двоевластие - Мурад правил в Сарае, а Абдуллах и Мамай - в Мамаевой Орде, в западной Орде…

У меня тоже от такого количества дико звучащих имен ум за разум заходит, однако: а) это были правители нашей земли, и Половецкая степь, Поле, до наших дней совершенно безосновательно именуемое Диким, было вовлечено в междоусобную войну, охватившую территорию от Дуная до Ургенча, б) в результате Замятни ставка (центр державы) на, самое малое, пять лет переместилась на берега Донца.

Еще немного терпения. Никак, просто никак нельзя обойти такую фигуру, как беклярбек и темник Мамай.

Пересекая поле, где располагалась ставка великого хана, я позволил себе заметить, что Мамаю в Украине следовало бы установить памятник. А просто наберите в поисковике «Мамай» - и увидите, какое количество производных - фамилий, названий населенных пунктов, устойчивых оборотов выдаст паутина. Он, узурпатор, авантюрист и прочая, и прочая стоит всех этих джанибек-хизр-ходж-мурадов.

Если очень-очень кратко, то: полководец, государственный деятель, фактический правитель западной Орды, пытался утвердить на престоле потомков Батыя, наместник Крыма и Причерноморья, противостоял девяти ханам Золотой Орды, потерпел поражение на Куликовом поле. В Куликовской битве погиб малолетний хан Мухаммед, а без Мухаммеда власть Мамая теряла легитимность. То ли на Кальчике, притоке Кальмиуса, то ли на левых притоках Днепра, близ порогов, Мамай потерпел еще одно поражение. Бежал в Крым. Там был убит разъездом Тохтамыша. Похоронен, впрочем, был с почестями.

Кровь Мамая текла в Иване Грозном, сыне Елены Глинской, - Глинские происходили от сына Мамая Мансура Киятовича.

Не сто тысяч ангелов на острие иглы

Почему монеты так важны для историков? Они позволяют год за годом проследить смену власти в отдельных частях Золотой Орды. Просто говоря, монеты как предметное воплощение эпохи ставят события в четкие хронологические рамки. Монеты позволяют судить о том, кто в данное время правил Ордой, где находилась ставка хана.

Археологам Восточноукраинского университета и Луганского областного краеведческого музея еще предстоит отстоять свое открытие. Сделать это будет не так просто. Оксана Владимировна понимает, с какими трудностями придется столкнуться. Мало-мальски подкованный историк сей же час вывалит ворох информации, из которой будет следовать, что никогда ни Абдуллах, ни Мамай в Поле не бывали, а монетные дворы находились в Азове (до которого, кстати, рукой подать), в Новом Сарае, в Сарае, в Ургенче и в Гюлистане.

Заглянем в сборник «Историография и источниковедение стран Азии и Африки», раздел «Золотоордынские ханы 60-70- годов XIV в.: хронология правлений (Л. 1983)», автор - А. П. Григорьев. Работа начинается утверждением: «Одним из самых темных периодов в истории Золотой Орды считается время от смерти хана Бердибека в 1359 г. до вступления на золотоордынский престол хана Токтамыша в 1380 г. Одной из ступеней, ведущих к реконструкции истории периода в целом, является ответ на вопросы: когда, кто и в каком из центров Золотой Орды представлял верховную власть».

Если археологам удастся доказать, что в Шепиловке чеканили монету, то Шепиловку придется считать одним из центров Белой Орды (Мамаевой Орды). По А. П. Григорьеву, «…Орда являлась постоянной оседлой базой ханов-ставленников Мамая. Вопрос только в том, где она находилась?»

Повторим: «Вопрос только в том, где она находилась?»

В исторической науке десятки примеров того, как первая же удобная версия, выхваченная из воздуха, потом становится аксиомой, гранитной глыбой - не сдвинешь с занятого места.

Ставка хана Белой Орды Абдуллаха, фактически - ставка Мамая, скорее всего, относится к примерам именно такого рода.

Цитирую Григорьева: «До Токтамыша в Орде чеканили монету только Абдулла и его преемник Бюлек. (…) В 1379 году ставка хана находилась на левом берегу Днепра в местности, называемой Великим Лугом (ныне - территория, занятая Каховским водохранилищем, на северо-западе Запорожской области)». Дальше ученый высказывает предположение: «Скорее всего, именно где-то здесь, в районе Великого Луга, располагался постоянный военный лагерь Бюлека и его предшественника Абдуллы (Абдуллаха).

Этот лагерь мог служить форпостом, охранявшим подступы к Крыму, где находилась резиденция Мамая. Именно там располагались канцелярия и монетный двор хана-чингисида. Поэтому и назывался этот лагерь Орда - ставка хана». И дальше: «Археологи предполагают, что на месте Запорожского городища находился значительный золотоордынский город, видимо, игравший роль административного центра провинции. Запорожское городище как нельзя больше подходит к резиденции Абдуллы (Абдуллаха) и Бюлека городу Орде, с которым мы это городище и отождествляем».

«Мог служить», «скорее всего», «видимо»…

Если на земле найдется десять тысяч человек, для которых вопрос о местоположении центра белоордынской провинции в период правления Абдуллаха и Бюлека значит больше, чем количество ангелов, способных уместиться на кончике иглы, то вопрос близок к решению: на территории нынешнего Попаснянского района, на берегу Донца, в одном из самых живописных мест Восточной Украины.

Яркий фрагмент истории

Рассказывает директора археологического центра «Спадщина» ВНУ имени Даля Сергей Санжаров:

- Получены первые научные результаты, которые подтверждают перспективность исследования ставки ханов Золотой Орды на территории Попаснянского района Луганской области. До этого, по-видимому, на этом месте была ставка половцев - рядом, на склоне балки, находилось святилище половцев, до Второй мировой войны там стояли каменные изваяния. А на месте лагеря археологов находилось поселение хазар, об этом свидетельствуют обнаруженные здесь фрагменты глиняных сосудов.

По словам Сергея Санжарова, впереди у археологов лет пять напряженной работы.

- Но уже первые находки подтверждают, что здесь находилась ставка хана Золотой орды - один из центров крупнейшего евразийского

государства, - утверждает профессор Санжаров.

Археологи работают первый год, результаты (могильник «бронзового» века, хазарское поселение, половецкое святилище, ханская ставка) не оставляют сомнений: Шепиловка - особенное место. Такая концентрация памятников древности едва ли где больше встречается в Украине. В одном только «царском» кургане (где камера украшена орнаментом) культура сменяет культуру по мере того, как археологи углубляются от верха вглубь - от срубной культуры к катакомбной, от катакомбной к ямной.

В определенном смысле часть этого исторического наследия легла на плечи администрации Попаснянского района.

Руководитель администрации Игорь Агибалов подвел итоги дня, проведенного луганскими журналистами на раскопках и поделился планами на будущее:

- Мы планируем включить этот уникальный объект в туристические маршруты Луганщины. Идею предстоит основательно проработать и положить на бумагу. По итогам исследований, наверное, проведем совещание и разработаем программу для четырех наших территорий - Попаснянского, Кременского районов, городов Северодонецк и Лисичанск.

Программу освоения исторического наследия поддерживает председатель постоянной комиссии Луганского областного совета по вопросам образования, науки, культуры, молодежи и спорта, ректор Луганской государственной академии культуры и искусств Валерий Филиппов:

- Представленные артефакты не оставляют сомнений в том, что территория нынешнего Попаснянского района, шире - наш край был тесно связан с событиями второй половины четырнадцатого века, когда в Золотой Орде совершался переход верховной власти от представителей рода Батыя в руки младших джучидов… Любой может спросить: какое отношение события шестисотлетней давности могут иметь к нам и, главное, как мы можем использовать обнаруженное, открытое, подтвержденное? Имеет. Для меня, историка, участника археологических экспедиций (семь лет юности прошли на раскопках Ольвии), это очевидно. У нас глубокие исторические корни. Мы не должны забывать об этом. Не было никакого Дикого Поля. Поле не оставалось, по меньшей мере, безлюдным. Доказательства того, что Поле не находилось в стороне от глобальных событий тринадцатого, четырнадцатого, последующих веков, выявлены нашими археологами. Значит, к нашей истории добавился, или добавится после определенной работы еще один фрагмент, на мой взгляд, чрезвычайно яркий. А как использовать открытие, например, в разрезе патриотического воспитания молодежи? Надо вносить изменения в соответствующую региональную программу воспитания молодежи. С такой инициативой депутаты, я думаю, выйдет на ближайшую сессию областного совета.

Лайсман ПУТКАРАДЗЕ.

Фото А. Телеха.


















































Орда, Батый, Ордынские, Абдулла

Previous post Next post
Up