В сентябре на экраны России выходит фильм «Орда» - картина о русских и татарах, духовном подвиге и силе, о взаимодействии двух миров, двух народов.
Режиссёр Андрей Прошкин, сценарий Юрия Арабова.
Сюжет фильма таков: мать хана Золотой Орды Джанибека Тайдула внезапно ослепла. Всевозможные лекари, знахари и шаманы безрезультатно пытались вернуть ей зрение. До Орды дошли слухи о московском митрополите Алексии, по молитвам которого творятся чудеса. В Москву прибывают ханские послы и хотят, чтобы «чудесный старик» поехал с ними в Орду и вылечил ханшу, грозя в случае отказа набегом. Под угрозой уничтожения Москвы по просьбе князя Ивана Красного Алексий вынужден отправиться в далёкое путешествие. Прибыв в Орду, они оказываются в сложном переплетении восточных интриг, неожиданных и жестоких событий.
Фильм является шедевром, выполнен на высоком уровне, а игра актеров, динамика, повороты сюжета часто завораживают.
Да, в фильме есть исторические неточности (например, город Сарай-Бату был одним из самых больших и роскошных городов своего времени, а не глинным городом), а Лев Гумилев давно доказал, что отношения Руси и Орды были не столько обременительными и враждебными, сколько союзническими и взаимовыгодными. В фильме же отражен устаревший взгляд на Золотую Орду как на варварское государство-паразит.
Но создатели фильма признают, что в картине есть и гротеск, и авторский вымысел, и, безусловно, имеют право на творческое видение истории в своих картинах.
В фильме очевидно уважение к татарскому народу, к русскому народу, к непростой общей истории наших народов.
ПУСТАЯ КРИТИКА: "НИ СЕБЕ, НИ ЛЮДЯМ"
Складывается впечатление, что среди татар есть люди, которые воспринимают все, что сделано русскими, как нечто антитатарское.
К сожалению, огульную, необоснованную критику (правда, есть и критика конструктивная, что не может не радовать) приходится слышать от некоторых татар и в этот раз.
Вместе того, чтобы сказать спасибо а то, что русские деятели искусства помнят татарскую историю, величие Золотой Орды, «ценители и знатоки» киноискусства ничтоже сумняшеся принялись с каким-то неистовством, достойным лучшего применения, выискивать недостатки и даже злонамеренный исторический обман в художественной (а не документальной) картине. И, конечно, нашли антитатарскую направленность фильма. Действительно, при заведомом желании можно найти все, что угодно.
Однако никакой татарофобии и антитататарской направленности в фильме нет.
Вот и церковный историк отец Георгий Митрофанов опроверг антитатарский характер фильма: «Деление на «хороших» и «плохих» - вообще неправильная постановка вопроса. В связи с этим вспоминаются давние дискуссии по поводу «Мусульманина» Владимира Хотиненко: дескать, это антирусский фильм, потому что мусульманин там показан «хорошим», а русские «плохими». Конечно, эти картины о более сложных вещах. Я не зря вспомнил про фильм «Мусульманин»: образы святителя Алексия в «Орде» и священника в «Мусульманине» в чем-то созвучны. Фильм «Орда» не ставит задачу показать «хороших» русских и «плохих» татар, хотя, безусловно, говорит о спасительности веры Христовой. Да и православные в картине очень разные: достаточно сравнить образ митрополита Алексия с образом его келейника».
Есть основания полагать, если бы татар показали «забитым» и «скромным» народом, лишенным воинского духа и здоровых амбиций, часть критиков и не возражали бы. А в фильме татар Золотой Орды показали сильным и воинственным народом, который держал весь мир «300 лет в страхе». Но ведь и времена были жестокими.
Можно было бы понять, если бы, например, указанные критики аргументировано выступили, например, против того, что татарских актеров в фильме мало, что в фильме говорят не только на татарском, но в основном на карачаево-балкарском (хотя самый близкий к языку Золотой Орды - современный татарский) и так далее.
Кроме того, критиковать легко, а созидать трудно. Почему бы в критикам фильма из числа татар не инициировать фильмы, посвященные Золотой Орде и отразить там свое видение?
Пока же мы видим только прославление одной исторической эпохи - Волжской Булгарии - фильм «Исэ Болгар жилллэре» («Дуют болгарские ветры») и «Дилемма», в некоторых случаях - воспевание эпохи про «ущемление» татарского народа в царской России («Зулейха») и т.п.
Сейчас казанским татарам вновь навязывают булгарскую теорию происхождения. Против этого указанные лица не возражают. Они хранят молчание, когда золотоордынское наследие объявляют булгарским. Они выступают против соврменного искусства.
Но стоило русским людям снять фильм «Орда», тут же нашлись «смельчаки», пытающиеся в пух и прах разбивать шедевр, созданный в напряженной и одухотворенной работе сотен людей.
Нам, татарам, стоит сказать спасибо, что наша история нужна; или хотя бы вежливо промолчать; или хотя бы критиковать конструктивно - произведение искусства, которое посвящено и нашим предкам.
Стоит порадоваться за татарскую актрису Розу Хайруллину (ханша Тайдула), получившую приз "Серебряный Георгий" за лучшую женскую роль 34-го Московского международного кинофестиваля.
И сказать спасибо Астраханской области, которая создает на базе декораций фильма туристический центр «Сарай-Бату - столица Золотой Орды».
И спасибо русским за то, что помнят историю татар - в то время как сами татары зачастую делают вид, что Золотая Орда - это не они.
P.S. Стоит отметить, что фильм «Орда» - не столько про русских и татар, сколько про духовность, про аскезу, про то, что человек должен быть человеком и стремиться к высшему.
Про всевластных людей, которые считают, что могут все, и Бога над ними нет. Про то, что ждет таких людей.
Про то, что душа человека вечна, а Родина, честь и достоинство - дороже всего.
Искандер Ахмедов
Источник