Еще один татарский город...

Jun 30, 2012 03:21


Еще один штрих в достоверную картину далекого прошлого Приуралья внесен учеными Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии.



Об этом пишет журналист газеты «Казахстанская правда» Людмила Корина в статье «От археологической находки - до исторического памятника».

Можно без всякого преувеличения говорить о том, что каждый полевой сезон для центра является временем открытий. Нынешний год тоже не стал исключением. Во время раскопок на городище Жайык, которое последовательно и планомерно изучается вот уже двенадцать лет, обнаружено древнее захоронение эпохи бронзы. Исследуя культурный слой, относящийся к средневековью, археологи проникли в толщу тысячелетий.

- Способ захоронения, а также найденный в изголовье кувшин уже сейчас позволяют утверждать, что эта находка относится к периоду второго тысячелетия до новой эры, - рассказывает директор центра доктор исторических наук Мурат Сдыков. - Хотя, конечно, будет проведено антропологическое исследование, которое установит более точную дату. Это уже третье подобное захоронение, найденное в нашей области. Что полностью исключает фактор случайности. То есть эти земли никогда не пустовали. Они были обжиты с древнейших времен. В чем и состоит научное значение находки.

Немаловажным фактором археологи считают и то, что древнее захоронение обнаружено именно на территории Жайыка. Напомним, что древний город в окрестностях Уральска, относящийся к XIV веку, обнаружен археологами в 2001 году. Его открытие ученые не только Казахстана, но и зарубежья сразу же отнесли к разряду сенсационных, поскольку оно полностью опровергает сложившееся мнение о том, что ранее эти края были только местом кочевий.

Специалисты центра еще до начала раскопок «вычислили» этот город подобно тому, как астрономы определяют месторасположение звезд, которые не видны на небосклоне. По их утверждению, край, где Европа сливается с Азией, поистине уникален. Располагаясь между Уральскими горами, Каспийским и Аральским морями, он представляет собой некую «горловину», через которую с незапамятных времен проходили огромные потоки племен и народов.

В благодатные по природным условиям места с богатейшими пастбищами устремлялись сообщества скифов, сарматов и гуннов. Они кочевали в междуречье Волги и Урала, а по берегам рек селились их вожди. Этот маршрут затем станет участком Великого шелкового пути. Естественно, на нем должны были располагаться крупные стоянки, которые обслуживали караваны.

Таким городом был и Жайык. В нем развивались ремесла и торговля. О чем свидетельствуют археологические находки. Год за годом их список регулярно пополнялся. Рядом с жилыми усадьбами были обнаружены две печи для обжига кирпича. Тем не менее, жилые строения возводились из сырца, напоминающего по составу сегодняшний саманный кирпич, но гораздо более крепкого.

Несмотря на то что миновали столетия, он и сейчас не утратил своего запаса прочности. Большая часть вскрытых усадебных построек состоит из трех-четырех помещений. В центре расположена усадьба из двенадцати. Такие размеры, а это почти 400 кв. м, не характерны для жилья того времени. Очевидно, что это были владения правителя, главы рода. Бескаркасная система относится к так называемому монгольскому типу строительства, свойственному средневековью.

Подтверждают временную квалификацию найденные здесь же монеты, также относящиеся к золотоордынскому периоду. Археологи считают, что по планировке, строению и назначению комнат можно составить вполне достоверное представление о том, как жили и готовили пищу обитатели усадьбы. Обнаружены хозяйственные ямы с крышками, представлявшие собой некое подобие погребов. В одной из них найдены остатки истлевшего зерна. К городской бане восточного типа вел водопровод. То есть уже тогда населению города были не чужды зачатки цивилизации.

Как выяснилось, жженый кирпич предназначался только для гораздо более долговечного строительства - некрополя. Обнаружены два мавзолея. Вне сомнения, эти семейные усыпальницы принадлежали богатым и знатным жителям рода. На строительстве мавзолеев, а они были достаточно внушительных размеров, работали настоящие зодчие. Об этом свидетельствуют остатки изразцов и керамики, изготовленные с тонким художественным вкусом, большим умением и богатой фантазией. Стиль и манера отделки плит полностью совпадают с теми, которые характерны для юга Казахстана. Это еще одно подтверждение связей регионов.



Еще в начале двухтысячных годов археологи предполагали, что Жайык - только первая находка. Расстояние между ним и Сарайшыком таково, что на древнем тракте непременно должны были находиться и другие стоянки, где велся оседлый образ жизни. Так оно и вышло. Еще два города, расположенных гораздо южнее, являются звеньями одной цепи и также относятся к золотоордынскому периоду. Причем один из них, названный по аналогии с близлежащим населенным пунктом Жалпактал, расположен в степи. В то время как все остальные - на берегах рек. И этой загадке найдено вполне логичное объяснение.

- Наш известный земляк, доктор географических наук, профессор Всеволод Иванов еще в прошлом веке высказал, а потом и научно обосновал теорию, согласно которой на рубеже ХIII-XIV веков был более мягкий климат, - объясняет Мурат Сдыков. - Соответственно, и растительность иная. Жалпактал располагался на месте максимального сближения рек Большой и Малый Узени. Не исключено, что поблизости существовал водоем, которого сейчас нет. То есть условия для основания поселения именно в этом месте могли быть вполне благоприятными.

Проведена топографическая съемка. Методом шурфирования установлено, что и этот город занимал значительную площадь - 60 га. Строения также возводились из кирпича, который, судя по форме, относится к золотоордынскому периоду. Жителей было столько, что понадобилось три некрополя. Найдены монеты, большое количество керамики. Это был по тому времени большой восточный город, со сложившимися товаро-денежными отношениями. Его исследование еще впереди. А вот что касается Жайыка, то, по мнению М. Сдыкова, уже собрано вполне достаточное количество интереснейшего материала для того, чтобы перейти к его музеефикации.

- Жайык - это доказательство того, что Западный Казахстан был краем не только кочевников, но и городов, в которых развивались ремесла, поддерживались связи с южными поселениями, расположенными на Великом шелковом пути, - говорит руководитель центра. - Этот археологический памятник удалось исследовать столь доскональным образом потому, что он вошел в программу «Культурное наследие».

Весомую поддержку оказывают нам и местные власти. Обилие научного материала превзошло даже самые смелые ожидания. Весь он классифицирован и систематизирован. Подготовлены документы для того, чтобы полностью и достоверно реконструировать усадьбы, мавзолей, одежду, посуду, то есть восстановить не только внешний вид поселения, но и воссоздать дух того времени. Над макетом уже работают ученые и художники Алматы и Москвы.

Создание музея-заповедника под открытым небом, конечно, потребует значительных денежных вложений. Но они окупятся с лихвой. Вне всякого сомнения, древний город может стать местом паломничества как туристов, так и всех, кому небезразлична судьба нашего уникального края. В сохранении его истории заинтересованы не только казахстанцы. В сентябре мы проводим конференцию на тему «Городская и кочевая культура эпохи средневе­ковья». В ней готовы принять участие ученые и нашей страны, и зарубежья. Нам есть чем гордиться. В том числе и прошлым, значение которого для независимого Казахстана трудно переоценить.
источник

Алтын урда

Previous post Next post
Up