Участники проекта "Дети Петербурга" обучают детей мигрантов русскому языку и культуре, помогая им подготовиться к школе и познакомиться с городом, в котором они оказались.
Часто забывают о проблемах детей, переехавших вместе с родителями в новую страну. А ведь им адаптироваться в новом социуме ничуть не проще, чем их родителям. И не понимают и не принимают этих ребятишек здесь так же, как их пап и мам.
Я бы сказал, что детям еще сложнее - в отличие от родителей, которым волей неволей приходится осваивать русский для того, чтобы как-то адаптироваться, дети остаются в своей языковой и культурной среде - до времени пойти в школу, к которой они сразу же оказываются среди отстающих.
Про мигрантов ничего не скажу, а вот со школьными проблемами цыган столкнулся: по слабому владению русским языком и - особенно - принятыми в русской среде нормами поведения детей, цыганята к обучению в "обычной" школе не готовы от слова "совсем".
Понятно, что старые цыгане, детство которых пришлось на "кочевые годы" (это до конца 50-х) и первые годы оседлости, в школе не учились совсем.
А вот поколение моих сверстников в школу ходило.
Обычно учились класса до 5-6, потому уже работа, свадьба, семья и не до учебы.
Впрочем, в чудовском таборе есть человек 10 взрослых с аттестатом о неполном среднем (хотя и поговаривают, что аттестаты не вполне заслуженные, просто с директором школы договорились).
Молодежь, чьи школьные годы пришлись на перестройку, либо вообще в школу не ходила, либо проучилась там без толку.
(Например, Будулай учился в школе 4 года... в первом классе, так его и не закончив)
Впрочем, многие функционально грамотны, прилично говорят на русском, читают печатный текст и набирают его на компьютере, пользуются интернетом и разбираются в счетах, накладных и прайсах...
А вот просто в школу ходить было как-то особо не принято.
Потом в чудовском таборе спохватились.
И решили вопрос, создав в таборе "свою" школу, начальную; хотя и с обычными русскими учителями, но с готовностью принять специфику.
В результате удалось добиться почти всеобщего начального образования, а те, кто хотят учиться дальше, уже вполне готовыми приходят в 5 класс "нормальной" школы - хотя таких, честно признаться, не так уж много.
Но уже есть добравшиеся до 6-7-8-го классов.
Один даже получает высшее педагогическое в Новгороде, чтобы вернуться в таборную школу учителем.
Хотя его обучение теперь под вопросом: ее оплачивал
"Мемориал", который теперь "иностранный агент", потому как программы адаптации цыган финансировались в основном Европейским советом цыган рома и синти и Стокгольмским институтом по правам нацменьшинств...
(Правда, когда по этому поводу я
расстроился в Фейсбуке, нашелся таки один человек, которого я до этого считал порядочным, предложивший
решать цыганскую проблему с помощью нацистского палача
Адольфа Эйхмана... Все же, поддержка поправок в закон об НКО, введших понятие "иностранного агента", деформирует психику, я считаю)
***