За день до моего полёта на параплане отправился из Венгена наверх, в поисках легендарных альпийских видов на три знаменитые вершины - Айгер, Мёнх и Юнгфрау.
Когда я проснулся утром (в скобках скажу, что всю поездку по Швейцарии просыпался рано - это было легко из-за всепроникающего горного света и из-за того, что как правило ужин в ресторанах заканчивается везде очень рано) и выглянул в окно, то меня охватило уныние. Несмотря на обещанное солнце, долина была залита туманом молочного цвета, через который невозможно было увидеть ни лучика солнца и ни кусочка неба. Всё же я решил отправиться в путь в соответствии со своим планом. Который заключался в том, чтобы подняться на кабельном лифте в местечко, называемое Мянлишен (Männlichen), расположенное на высоте 2343 метров. Мы врезались в плотный туман, двигались свкозь него какое-то время и вдруг по нашему лифту разнёсся всеобщий восхищённый выдох - внезапно мы вынырнули из тумана и перед нашими глазами открылась залитая ослепительным солнцем панорама Альп. Со станции кабельного лифта она выглядела примерно так:
У меня было много планов на этот день, но я начал с маленького похода на саму вершину Мянлишен - так называемая Королевская тропа (Royal trail). Это весьма короткий маршрут - всего 30 минут, у меня даже наверное получилось быстрее.
По пути можно взглянуть на горы через такую вот стеклянную призму. Это взгляд на Айгер, точнее на его северный склон. Этот склон знаменит тем, что он практически отвесен - средний наклон свыше 75 градусов - а местами вообще нависает над альпинистом, поэтому исключительно сложен для восхождения. Тем не менее на него многократно восходили альпинисты и их маршруты как раз показаны на этом экспонате. В последние годы было несколько соло-восхождений, которые приближались по времени к двум часам - совершенно невероятно.
На высшей точке тропы находится такая обзорная площадка в форме короны. Это замечательное начало для альпийских приключений.
Такой вид открывается оттуда назад - в сторону Альп.
От Мянлишен я отправился в трек в сторону Кляйне Шёдегг - который является начальной станцией знаменитой высокогорной железной дороги, о которой дальше. Взгляд назад - вот там с краю справа видна обзорная площадка Мянлишен.
С непривычки в начале мне всегда трудно определить трудность того или иного трека. Я имею некоторый страх высоты, смешанный с удовольствием от адреналина. Но сразу идти на очень узкие тропы, где сбоку находится отвесная пропасть, не решаюсь. Данный трек оказался отличным решением - тут достаточно широкая тропа, но при этом временами можно хорошо почувствовать высоту.
Прямо по курсу острая пирамида Айгера.
А эта площадка уже совсем рядом с Кляйне Шёдегг. Мой трек занял кажется меньше двух часов, и я был на первой станции железной дороги Юнгфрауйох в районе 12 дня. Это самая высокогорная железная дорога в Европе (раньше была самой высокогорной в мире). Она стартует у подножия Айгера, идёт сначала по склону, потом вгрызается в глубь горы и как бы огибает Айгер, выходя в конце концов наружу на перевале Юнгфрауйох. Мало того, что она самая высокогорная, так ещё и наверное самая дорогая на свете - полный билет в два конца стоит в районе 170 франков. Однако оказаться здесь и не съездить наверх, конечно, никак невозможно.
Поезд наверх делает две остановки - одна на леднике перед входом в туннель (так и называется - Айгерглетчер), вторая - уже внутри горы. На этой второй остановке посетителям даётся пять минут на то, чтобы выйти из вагона и поглядеть сквозь прорубленные в горе окна на сходящий вниз ледник. Эта фотка сделана через стекло. Надо сказать, что наличие этих окон (и двери) в отвесной горе на высоте 2865м спасло не одного альпиниста.
И вот наконец мы прибываем на верхнюю станцию, которая называется Юнгфрауйох - Top of Europe (Вершина Европы) - поскольку является самым высокогорным вокзалом Европы (и кажется даже мира). Юнгфрауйох - это сама седловина перевала между горами Мёнх и Юнгфрау. От станции на скоростном лифте можно подняться ещё 110 метров в так называемую обсерваторию Сфинкс, находящуюся на высоте 3571м. Такие вот виды открываются оттуда:
Это вид на север - в данном случае это северо-восточный склон со стороны Гриндельвалда - я пришёл из Мянлишен как раз по одной из этих тропинок далеко внизу.
А это уже вид на юг - это сам ледник Алеч, самый длинный в Европе длиной в 25км.
На обзорной площадке Сфинкса ходишь по такому вот металлическому полу, сквозь который видна пропасть внизу. С непривычки весьма острые ощущения.
Внутри станции находятся рестораны и выставки, самая известная из которых - так называемый Ледяной дворец, устроенный внутри горы и полностью покрытый изнутри льдом. Там можно полюбоваться большим количеством весьма изощрённых ледяных скульптур:
Кроме того, можно выйти на снег. Я забыл взять с собой солнечные очки. Выйдя на снег, я ощутил, словно кто-то ударил меня по зрачкам - такой мощной была сила света, отражавшегося от снега на такой высоте. Я был буквально ослеплён и только через минуту мои глаза приспособились. То же самое повторилось на пути обратно - войдя в помещение, я вообще ничего не мог увидеть примерно минуту - как будто попал в полную темноту. В горах бывал много раз, но такой сильный эффект испытал впервые.
Здесь мы смотрим на саму верхушку Юнгфрау. Из трёх исполинов она самая высокая - 4158м, дальше идёт Мёнх - 4099м и замыкает тройку Айгер - 3970м.
На обратном пути я принял решение не ехать до конца железной дороги, а выйти на предпоследней станции - Айгерглетчер - и дальше спускаться оттуда вниз. Это оказалось хорошим решением, поскольку дало возможность непосредственно поразглядывать склоны Айгера:
Спуск к Кляйне Шёдегг передо мной:
Я уже спустился к озерцу рядом со станцией и любуюсь на Айгер:
Наслаждаясь великолепными видами, я принял решение последовать дальше пешком из Кляйне Шёдегг до Венгена. Это часа 2-3 пути, у меня заняло наверное больше трёх часов, потому что я всё время останавливался и любовался горными красотами. Этот путь в какой-то момент выходит в долину Лаутербруннена, но продолжается на высоте. Всё же в целом он идёт вниз, так как Венген находится ниже Кляйне Шёдегг - это перепад примерно с 2150 до 1600 метров.
На пути то и дело попадаются такие вот интересные “магазины самообслуживания” - можно приобрести местный сыр или ветчину. “Касса” в этом обрубке слева - просто опускаешь нужную сумму в прорезь.
В общей сложности в этот день я прошёл 32855 шагов и 20,8 километров - это был просто замечательный прогулочный день. Я был особенно рад тому, что отрезок от Кляйне Шёдегг до Венгена является частью так называемой Via Alpina, или маршрута 1. Это трек, проходящий всю Швейцарию с одного конца до другого, и я давно мечтал пройти хоть какую-то его часть. Теперь я хорошо понимаю, как он организован. В другие дни у меня получилось пройти ещё пару других его отрезков.
В конце дня я наблюдал из своего отеля в Венгене такую вот замечательную луну:
В моём путешествии по Швейцарии оказалось три главных хайлайта. Про первый из них - полёт на параплане над лаутербрунненской долиной - я рассказал в предыдущем посте; треккинг в районе Юнгфрауйох и железная дорога наверх оказались вторым незабываемым хайлайтом. Скоро расскажу ещё про третий.