Я боюсь высоты. Тем не менее высота меня дико притягивает. Идея забраться на гору Сент-Виктуар у меня возникла благодаря Новаку Джоковичу. Если кто не знает, этот блестящий теннисист переживал тяжёлые времена в своей карьере последние годы, однако этим летом неожиданно выиграл и Уимблдон, и Открытое первенство США. В интервью он не раз связывал внезапные изменения в своих результатах именно с подъёмом на эту гору - он там был со своей женой где-то в июне этого года.
Гора эта известна в первую очередь благодаря Полю Сезанну, который жил и работал в близлежащем Экс-ан-Провансе и сделал эту гору участницей как минимум 80 своих картин. Вот
здесь подробно всё это описано. Гора, а вернее целая горная гряда, и правда очень живописная - она похожа на длинное животное с острым длинным гребнем, которое распласталось на земле в направлении с запада на восток. Она конечно просматривается на местности со всех сторон и является главным символом места.
Дело было сегодня утром. Я приехал туда автобусом из Экс-ан-Прованса. Автобус номер 110 идёт с южной стороны горы, а номер 140 - с северной. Это даёт возможность как бы пересечь гору с юга на север или наоборот, поднявшись по пути наверх к самым знаменитым её местам - католической приории и Кресту Прованса. Мой первый вид этим утром - из окна моего отеля:
Когда я приехал и вышел из автобуса, светило солнце. Правда до зубов вооружённые альпинистским снаряжением попутчики в том же автобусе очень критично отнеслись к моим ботинкам, сказав, что в таких на гору не забраться. Но я всё равно двинулся в путь. Было очень тепло, но скоро начал накрапывать дождь. Верхушка горы то оказывалась в гуще тумана - словно колпак на неё надевали - то снова показывалась. Иногда среди облаков вдруг проглядывало солнце, и тогда день внезапно превращался из тоскливого в праздничный.
Путь - это так называемая “красная тропа” - отмечен особыми знаками, которые впрочем нужно зорко искать:
По мере того, как я забирался наверх, мне по очереди приходили в голову воспоминания о разных горных походах в моей жизни. Сразу конечно вспомнилась попытка забраться на
вулкан Консепсьон на острове Ометепе в Никарагуа, которая закончилась отступлением, поскольку весь верх вулкана был накрыт шапкой тумана и дул ужасный ветер. Ещё конечно вспоминалось восхождение с Мартином на
Красную лавку в Словакии, где у нас тоже была совершенно неподходящая обувь - это было честно говоря одно из самых сумасбродных приключений в моём кругосветном путешествии. Ещё вспоминал, как однажды плутал по горам в фантастической долине Торсмёрк в Исландии, где я потерял путь и должен был продираться сквозь лес и даже переходить реку вброд. Это было ещё до того, как я начал вести этот журнал. Надо будет как-нибудь написать об этом. Конечно незабываемо было
адреналиновое лазание по горам над Котором с
sasha0404 - вот уж где захватывало дух. Ещё я в своё время хорошо полазал по горам вокруг Петры в Иордании - сейчас бы я на такие авантюры наверное и не решился. А вот из многодневного трека по Гималаям почему-то таких остро волнующих моментов я не помню, хотя впечатлений и приключений там было много.
Возвращаясь к Сент-Виктуар, подъём наверх по идее занимает около двух часов. Сначала ход вверх пологий, потом приходишь к развилке, предлагающей идти налево - это “лёгкий путь” и направо - это “тяжёлый”. Я конечно выбрал лёгкий. Но и он оказался местами неприятным. Там есть один участок, где довольно долго идёт вверх ровный каменный скат под углом примерно 45 градусов. Если на других участках хоть высота набирается и быстро, но обилие камней, валунов и мелкой гальки создаёт как бы лестницу, по которой подниматься или хотя бы карабкаться несложно, то здесь, поскольку зацепиться не за что, под дождём забираться вверх весьма неприятно. На таком склоне правда особенно не пофотографируешь.
Преодолев его, я вышел практически на западный гребень. Там так называемая красная тропа, по которой я шёл, прекращается, поскольку соединяется с синей - дальше уже следуешь за синими указателями. Впрочем, потом синяя тропа снова соединяется с красно-белой:
Именно там я издалека услышал, как спускающийся сверху человек громко кричал с интонациями мата. Когда он меня заметил, то стал извиняться, объясняя, что подвернул лодыжку. Честно - не могу представить, как с подвёрнутой лодыжкой он будет дальше спускаться по тому отвесному склону - это просто нереально. Я ему предложил вызвать помощь, но он отмахивался от меня.
А я шёл всё дальше и дальше и наконец пришёл к знаковой точке пути. Это практически самый верх гребня - здесь называется так называемая приория, то есть монастырь. Правда в монастыре я никого не нашёл. Приория и Крест Прованса пока ещё впереди:
Вид назад:
Зато около монастыря имеется обзорная площадка уже на две стороны. От вида на юг просто захватывает дух. Посмотрите, какие отвесные кручи! И наверху Крест Прованса.
Побродив по территории приории, я отправился на самый верх. Но к сожалению тут лёгкий дождь перешёл уже в плотный, при этом я попал в облако тумана. Вот так выглядит приория сверху через этот туман:
А наверху уже вообще ничего не было видно. Несолоно хлебавши, я отправился вниз. И чем дальше вниз я шёл, тем больше расходились облака и выглядывало солнце. Прямо несправедливо.
Я вышел на дорогу в районе посёлка Вовенарг, где в своё время жил Сезанн. Там даже есть маленький замок. Я потом прочитал, что замком владел Пикассо, который был фанатом Сезанна. И Пикассо там похоронен. Живописный Вовенарг:
Замок Пикассо:
И напоследок пара фоток вечернего Экса: