Это последний пост из моего путешествия по ЮАР, Свазиленду и Лесото. Последний день я провёл в Йоханнесбурге. Вид на Йобург с небоскрёба Крыша Африки:
По Йоханнесбургу я передвигался только на транспорте - следовал повторяющимся советам местных и неместных жителей. Использовал три типа транспорта: 1) свою машину; 2) Убер по вечерам; 3) красные туристические автобусы для осмотра достопримечательностей. Из красных автобусов можно увидеть следующее. Это самый центр города:
Даунтаун рассекают надвое железнодорожные пути, которые заканчиваются на главном вокзале. Через пути проложен мост Нельсона Манделы, который соединяет между собой две половины даунтауна.
С моста открываются занимательные виды.
В Йоханнесбурге нет метро, но зато ему есть наземная альтернатива - специальные выделенные станции автобусных линий, которые покрывают весь город. Это конечно сразу напомнило мне такие же системы в
Боготе и в
Лиме.
Закрытые станции, в которые можно попасть только купив билет - это конечно маленькая гарантия личной безопасности.
Проезжаем через центральный Йоханнесбург. Здания периода апартеида по странному совпадению напоминают фашистскую архитектуру в Риме и вообще все здания тоталитарных режимов похожи друг на друга. Я часто задумываюсь - почему в тоталитарных режимах не находится каких-нибудь гениальных маркетологов, которые придумали бы, как замаскировать такой режим, создав ему какую-нибудь более весёлую маску? Впрочем, come to think of it, у нас же был олимпийский Мишка, да и в Пхеньяне создана целая индустрия радости.
Это гора Конституции - своего рода водораздел между богатыми северными пригородами и небезопасным центром города. Гора Конституции - это ещё и старый форт, первые укрепления города.
Сейчас тут находятся различные символические здания - это здание Конституционного Суда.
Я двигаюсь дальше по маршруту красного автобуса - это площадь Ганди. Слева даже видна его статуя. Присутствие Махатмы Ганди тут не случайно - как известно, он прожил в Йоханнесбурге 20 лет и именно здесь проникся идеями борьбы с неравенством, которые потом изменили историю Индии.
Я вышел на следующей остановке после площади Ганди - моей целью была Крыша Африки, которая находится на 54-м этаже небоскрёба. При этом водитель автобуса несколько раз переспросил меня - точно ли я уверен, что хочу вот тут вот выйти один? Да, уверен. Я зашёл в торговый центр на первом этаже небоскрёба, немного поплутал по нему и подошёл к такому вот КПП. "Где, говорю, вход на Крышу Африки?" Вежливые чернокожие охранники мне всё объяснили. А потом добавили: "Вы тут один не ходите. Это всё-таки Йобург." Ну ОК.
Крыша Африки выглядит вот так. Когда-то тут было кафе.
Йобург с высоты. Вид на запад.
Юг.
Восток.
Я не стал искушать судьбу, спустившись с 54-го этажа, я вызвал Убер и укатил в свою гостиницу. Вечером в ресторан тоже ездил на Убере. А назавтра - перед отлётом - отправился всё-таки в Музей Апартеида.
Это впечатляющее место. Двух часов, которые я провёл там, было совершенно недостаточно.
При покупке билета тебе дают случайным образом определённый пропуск - либо входить через вход для белых, либо для чёрных. Мне достался вход для чёрных. Экспозиция при этом тоже различается - чтобы ты реально почувствовал разницу.
Самым шокирующим во всём этом оказывается странное сочетание случайности и намеренности, которое неизменно сопутствует подобным режимам. Например в Южной Африке эпохи апартеида всё население было разделено на определённое количество очень детально названных групп - "банту" (то есть чёрных), "цветных" и так далее. Но на практике конечно часто невозможно было чётко сказать, кто принадлежит к какой группе. За изначальную квалификацию отвечали белые чиновники, которые распределяли людей по своей прихоти - и часто члены одной семьи оказывались в разных группах-кастах. Однако такое разделение имело очень конкретные практические последствия, по сути люди оказывались по разные стороны невидимых, но очень сильных границ.
Проведя время в такой машине времени, ты оказываешься на символическом общем пути - это знаменитая экспозиция, которую часто можно увидеть в разных материалах про ЮАР.
В самом музее фотографировать нельзя, но там много места для прогулок и раздумий. Для меня это место оказалось очень правильным завершающим штрихом для посещения ЮАР.
Через час я уже сдавал свою машину в Авис в аэропорту ЮАР. А ещё через несколько часов самолёт нёс меня на север, в сторону дома.