Турбовентиляторный двигатель
Что удалось нагуглить:
Турбовинтовые двигатели надёжнее турбовентиляторных. К тому же, на малых высотах и на скоростях до 600 километров в час они экономичнее турбовентиляторных.
Основная причина, почему от них отказались на Западе - высокий уровень шума, создаваемый винтами. Запад, особенно его лидер - Германия, - это благоустроенный концлагерь, где скрытое "нельзя" поджидает нас на каждом шагу". Запад запретил "громкие" самолёты.
Советский Союз после триумфа Второй мировой войны постепенно скатился в застой и копирование Запада (причина известна, но не в этом тексте). И тоже запретил винты.
Сегодня, в двадцать первом веке, Запад, а следом и Россия, пытаются вернуться к винтам, сделав их тихими. Для этого их делают многолопастными. Лопасти делают тонкими и саблевидной формы. Винты спаренно-противоположные.
Пока что (2024г) эти винты находятся на стадии лабораторных испытаний.
На больших скоростях турбовентиляторные самолёты эффективнее винтовых.
Во-первых потому, что труба вокруг вентиляторов (читай - винтов) ослабляет ударные волны, возникающие на сверхзвуковых кончиках лопастей вентиляторов.
Во-вторых, труба наводит порядок в воздушном потоке, набегающем на вентиляторы, уменьшая беспорядочное вихреобразование на лопатках.
В-третьих, труба в центральной своей части, где находятся вентиляторы, временно сжимает поток набегающего воздуха и, следовательно, временно уменьшает его скорость, что позволяет в качестве компенсации увеличить экономичную дозвуковую скорость лопаток. Это идёт плюсом и на больших высотах, где воздух разрежён.
В результате скорость вращения вентиляторов (винтов в трубе) может быть увеличена на 30-40% по сравнению со скоростью открытых винтов. Это даёт возможность соответственно увеличить скорость самолёта по сравнению с обычным винтом. Причём, без гигантского перерасхода топлива, которое потребовал бы винт.
)