Чем холоднее зимы, тем меньше плотность населения и тем больше население приспособлено не к территориально-кошачьему, а к стайно-волчьему образу жизни.
Из-за вращения Земли зимние морозы крепчают не только от севера к югу, но и от запада к востоку. Поэтому при движение от запада к востоку стайное (коммунистическое) начало усиливается. Это накладывает отпечаток на оптимальное построение экономической системы - растёт вертикаль власти, а индивидуальное производство превращается в почти военизированное командное.
Такое и сегодня наблюдается, например, в Японии, хотя морской воздух отчасти сгладил эту тенденцию.
По мере развития технологий и, соответственно, уровня образования населения индивидуальное начало увеличивается, а коллективное - уменьшается. Проще говоря, стаями сейчас ходят и работают только самые дикари (с социального дна, гор, пустынь и т.д.) и люди восточного строения. Каковыми русские являются наполовину.
Таким образом, наблюдается рост индивидуализма и уменьшение коллективизма. Но есть и обратная тенденция: рост информационной оболочки Земли. А информация - это власть. Информация может одновременно приводить в движение большие массивы населения, то есть она работает на повышение коллективизма.
Развитый интеллект уже, в отличие от животного, не способен отождествлять себя только со своим телом. Он тяготеет к отождествлению себя со всей вселенной. Ну или, хотя бы, государством, коллективом.
Это две противоположные тенденции - освобождение от стайного инстинктивного коллективизма и приобретение коллективизма интеллектуального.
Поэтому давать прогнозы насчёт постиндустриального (коммунистического) общества затруднительно. Ситуация отчасти сходна с верой в деда Мороза или христианской верой. Которая у развитых людей состоит из трёх фаз: инстинктивной буквальной, разочарованной атеистической, интеллектуальной аллегорической.