Не могу сказать, что испробовал весь индийский транспорт, но уж точно ездил на многочисленных гималайских его вариациях. Я трясся в доисторических "локалбасах" и "семиделюксах", ездил на сумасшедших местных такси-микроавтобусах и медлительных грузовиках. Но возвращение с Цо Морири подарило мне новый опыт - локалджип.
Попасть на Цо Морири можно несколькими способами.
Можно нанять в турфирме джип и скататься туда с одной ночёвкой. Можно поехать на мотоцикле и провести там столько времени, сколько хочешь. Но поскольку я не обременён ни деньгами, ни умением водить, я выбрал третий способ - локалбас. Есть, правда, в этом способе определённый нюанс: пермит, разрешение на пребывание, дают максимум на 7 дней, а автобус ходит только раз в 10. Мне кажется, это не случайно, скорее всего местный профсоюз водителей такси приложил к этому руку. Но как бы то ни было, если ты поехал на локалбасе, то возвращаться нужно на попутке. В целом дело это не сложное: вечером прибывает куча туристических джипов и если в машине есть свободное место, то туристы обычно рады хотя бы отчасти разделить не маленькие, в общем-то, расходы на поездку. Но, не буду утомлять излишними подробностями, сложилось так, что с утра я остался без машины, хотя имела место договорённость аж с двумя компаниями.
Так что когда мне и такому же "страдальцу", походнику из Бенгалии, местные предложили поехать с ними мы с радость согласились: погода портилась, и перспектива сидеть под дождём лишний день мало нам улыбалась.
Начиналось всё очень не плохо. Подъехал старенький джип, мы забросили свои рюкзаки на крышу, и готовились сесть и поехать, тем более, что водитель радостно сообщал, что файв минит и всё будет готово. Но через пять минут мы не только не поехали в Ле, но наоборот, джип сдал назад на сотню метров к какому-то дому. Из дверей показался старичок и начал бодро закидывать на крышу тюки с шерстью, размером побольше моего рюкзака, и пустые газовые баллоны, те что по 14 килограмм. Водитель всё это неторопливо на крыше закреплял. Наконец крыша-багажник показалась обоим достаточно заполненной (при этом один из баллонов был сброшен вниз). Вот оно, наконец-то едем, решили мы с бенгальцем. Но вместо того, чтобы посадить нас внутрь, джип снова резко стартанул, но на этот раз не назад, а вперёд. Мы припустили за ним, не слишком хорошо понимая, что происходит. Но через 300 метров джип остановился у ещё одного дома и процедура стала повторяться: наверх полетели тюки с шерстью, газовые баллоны и прочее. Всё что лежало - поставили, что не помещалось в стоячем положении - привязывалось сверху. Кроме того появился ещё один бодрый старичок в развесистой шляпе, увешанный рюкзаками и котомками, которые покидал наверх и громко руководил их привязыванием. К завершению погрузки джип был выше раза в два, чем в нормальном состоянии, его ощутимо кренило в правую сторону, правое заднее колесо казалось сдутым, а задние рессоры казались чуть ли не прогнутыми вверх. Прикинув раскладку я решил забронировать себе стратегическое место в джипе - заднее сиденье, левая сторона, думая при этом, что если мы будем переворачиваться, то я окажусь сверху и возможно будет не так больно.
Но, как оказалось, самое веселье ещё только начинается. Мы начали рассаживаться. На переднее пассажирское сидение сел какой-то обширный местный авторитет, сзади я, тибетский модник с видеокамерой и бенгалец. Если кто представляет конфигурацию местных джипов Тата, то за задним сидением у них так же есть место, куда можно втиснуть ещё пару людей боком. Туда сели трое. Сухой ладаки посадил свою дочь на колени, а напротив устроился тот самый бодрый и громкий старичок. Тем временем к джипу подошли ещё трое: водитель, ещё один местный авторитет (но худой) и молодой парень (как выяснилось позже, сменщик водителя). Авторитеты каким-то образом уместились на переднем сидении, водитель сел, само собой, за руль, парень открыл дверь и обнаружил на своём месте бодрого старичка в развесистой шляпе. Все местные дружно загалдели выясняя кто что делает в джипе, а я начал прикидывать, как нам будет весело ехать вчетвером на одном сидении, где и втроём-то не очень разгуляешься. Однако, кончилось всё, к крайнему неудовольствию старичка, тем, что он был из машины высажен. Ещё некоторое время было потрачено на снятие его вещей с крыши джипа. И только после этого мы, наконец, смогли тронуться в путь.
Надо сказать, что сама дорога оказалась значительно прозаичнее, чем я ожидал. Встречающиеся вдоль дороги местные, глядя на наш джип, восхищённо цокали языком и показывали большой палец. Правые повороты нашей колеснице удавались значительно лучше, чем левые. Но мы ни разу не сделали попытки перевернуться, не пробили колесо и вообще довольно спокойно, за какие-то 8 часов, преодолели путь из Корзока в Ле. Так что это меня в некоторой степени примирило с этим самым локалджипом. Но так, на всякий случай, если у вас будет выбор, знайте - какой-нибудь заштатный семиделюкс бас однозначно удобнее.