Статья о церемонии закрытия Музея Кино

Jun 14, 2004 12:58


Маргиналов в виртуалы?

В воскресенье, 6 июня, в Музее Кино прошло закрытие сезона 2003-2004 года. Проблема Музея Кино неоднократно освещалась в прессе, а сейчас и вовсе оказалась в фокусе взглядов культурной жизни Москвы, которая без Музея немыслима. Дело в том, что Музей Кино - не просто государственное кинохранилище, как рисует нам воображение - на бесконечных пыльных стеллажах тысячи фильмов ожидают своей очереди, обозначенной в заветном зрительском билете временем показа. Музей Кино - это интеллектуальная среда (в хорошем биологическом смысле "питательной"), площадка московских кино- (и всего остального) манов. Это возможность оказаться на границе, взяв за основу структуру своего ума, а не достижения в области спецеффектов. Так или иначе, оставаясь прибежищем маргиналов общества потребления, интеллектуальная среда, поддерживающаяся бессеребряной культурой, рискует оказаться виртуальной. Несмотря на сложное положение, сотрудники Музея Кино держат нос по ветру и надеются на чудо. Закрытие Музея не представимо, поэтому директор Музея Наум Клейман начал воскресную встречу спокойной речью, призвав собравшихся не омрачать мероприятие грустью о еще не случившемся.

Программа закрытия выглядела посему двойным сюрпризом. Организаторы пробежались по истории кино, продемонстрировав "Волшебный фонарь" - папу кинематографа, в работе - показывая стеклянные пластины с движущимися картинками юмористических сюжетов и сюжетов из Библии (словно в подтверждение концепции карнавальной культуры Бахтина). Вслед за этим до-кинематографическим сокровищем полному (к сожалению, не резиновому) залу был представлен очередной раритет - "Жизнь Иисуса Христа", фильм 1906 года, в котором впервые в истории кино были использованы такие приемы как комбинированная съемка и горизонтальная панорама. При комбинированной съемке, которая в фильме использована при сцене явления ангелов волхвам, возникает ощущение обратной перспективности иконы - ангелы вверху скрадывают реальное пространство повествования, кадр обращен лично к зрителю, выходя за пределы киноэкрана.

Дальнейшая программа оставалась в ключе раритетности: было показано неигровое чудо "Механическое пианино" (1924) кубиста Фернана Леже, который в тот момент был настолько заворожен магией неисчерпаемых значений длящихся кадров, что чуть было не переквалифицировался в кинорежиссера. Особенность показа этого фильма состояла в том, что его сопровождала музыка Жоржа Антейля, которая появилась у музейных сотрудников недавно: это задуманный композитором эффект двадцати пяти пианол, воплощенный средствами современности. "Абстрактный фильм о предметах в движении" повлиял не на одно поколение кинематографистов, Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов из их числа. Движение предметов передается присущей им и акцентированной плотности, цельности, калейдоскоп вещей в своем безумном танце антропоморфизируется, становится живым. Сосредоточенность кубистов на вещи, на ее форме и цветности предваряет философско-культурный анализ систем повседневности, значение вещи в традиционном обществе и современном обществе технологии.

Презентация начал кинематографа завершилась голливудским андеграундом конца 20-х годов, картиной "Жизнь и смерть 9413", уходящего корнями в эстетику немецкого экспрессионизма. Этот фильм - первая операторская работа американца Грега Толанда, снявшего впоследствии прославленного "Гражданина Кейна". 9413 - это символ героя фильма, американского статиста в Голливуде, мечтающего своим актерским талантом покорить мировой кинематограф. Но он лишь знак большинства мечтателей, которым не суждено... Режиссерский взгляд перемещается с привычно акцентированной красочной голливудскости на термин "киноиндустрия": массы статистов и никому не известного техперсонала своими чаяниями обрести славу поддерживают миф о Голливуде - месте бесконечных возможностей, не принадлежа этому мифу.

Программа закрытия сезона оказалась достаточно обширной, продолжившись показом мультфильма "Филин, который женился на гусыне" канадки Кэролин Лиф, в котором были воплощены, по признанию Юрия Норштейна "заветы учения о пространстве Павла Флоренского", короткометражка Романа Полански "Млекопитающее" и юмористические картины Жака Тати.
Previous post
Up