Прежде главы 21, написанной в 2017 - примечание, написанное сейчас.
* * *
Примечание-2024: О нашем религиозном реформаторстве
Вслед 20 главе произошёл разговор, из которого стало ясно, что следующую главу надо предварить разъяснением.
Наши ЗА-шные друзья задали в комментах ряд вопросов о том, что мы думали и чувствовали, когда занялись религиозным реформаторством на АрТер - и, отвечая на них, мы осознали, что про сабж почти не рассказывали, хотя, конечно, упоминали не раз.
Наиболее внятно и притом кратко было в автобиографическом очерке
"Десять лет вокруг ЧМ":
"02 по ЧМ - это год, когда мы, исконно северяне, стали наконец-то плотно общаться с южанами, познакомились с Системой (Система - структура, объединяющая верующих религии Избранного Народа, так называемых "верных") - были потрясены красотой и истиной этой древней религии и приняли в ней посвящение; по ходу проповедовали среди Системы христианство - и общими усилиями создали обновлённую христианскую Церковь в союзе с Системой (...) Однако не успели мы как следует размахнуться и начать вдохновенно и обновлённо притеснять инаковерующих и неверующих - как познакомились с другими великими религиями (прежде всего с шаманами), были опять-таки потрясены красотой и истиной всего что увидели - и все очень быстро стали со всеми дружить, так что притеснения инаковерующих закончились не начавшись:)"
(немного о Системе и о шаманах - напр,
вот здесь)
В ответ на вопросы друзей о том, что/ для чего мы в процессе религиозной реформации делали и что с этого получили, мы с Татой в комментах рассказываем о тогдашних переживаниях. Поскольку это прямо относится к стержневой теме "Трёх Парок" (путь к себе-божеству, путь домой) - цитирую тезисно:
"Иными словами, я не знал, что через крещение, через литургию, через таинства получу доступ к чаемому всемогуществу! - не ожидал, что в нек-ром смысле это и окажется моим
"прыжком с вершины на вершину", который
не осуществился в Кризис, но осуществился в Церкви. Только тогда, перед Кризисом, я интуитивно надеялся через Татино божество обрести доступ к утраченному своему - а здесь получилось, что путь пролегает через божество общее, через Бога Всяческих, Бога Богов. (...)
Моё всемогущество: речь не о магических и даже не о мистических воздействиях на внешний мир - а о доступе к собственной полноте. Всемогущество проживания себя-целиком, дефолтно осуществляемое в культе, нежданно открылось мне (...)
На том этапе для меня зазвучала тема "красоты и истины" как свидетельства подлинности того или иного поклонения - и означало это, иными словами, что тут есть всё для проживания-целиком, место и голос всему! Эта красота-и-истина (=голос всему, краски для всего, инструменты видения всего) открылась мне в Системе, а затем и в других религиях ЗА. (...)
Тема соединения вер была для меня крайне важна именно в плане обретения полноты - познав языки религий друг друга, мы сможем проживать мир-целиком /себя-целиком /сопереживать друг другу намного адекватнее, чем зная лишь один язык. (...)
...до моего вхождения в жизнь Церкви я не имел понятия о смысле культа-как-общественного-явления (личное, в том числе ритуальное, общение с силами и стихиями я к культу не относил) - а когда такое понятие у меня возникло, я сразу оценил, что известное мне христианство АрТер оч сильно страдает от культовой недостаточности (...) ...рассматривал то что мы затеяли как восстановление христианства в культовом смысле как универсальный ключ к утраченной полноте - полноте проживания себя-целиком /мира-целиком (...)
...жажда восстановить утраченный христианский культ... сложилась с моим знакомством с Системой (...) необходимо было присоединить новую (= восстанавливаемую) суперсистему к одной из изначальных, базовых суперсистем ЗА - и Система тут подошла идеально, особенно когда выяснилось что это и есть исходная вера Апостолов. Все конфликты стали понятны, всё нашло свои ответы, свои отображения и пр - новое и древнее соответствовало друг другу во всех нюансах."
(цитаты
отсюда)
Чтобы воплотить чаемое, нам пришлось произвести огромную работу - как на ЗА, так и на ЗЗ. Для начала мы с Татой раздобыли большой массив ЗЗ-шных богослужебных текстов (что было нелегко, на дворе был 1982, всё церковное раздобывалось или через знакомых, а у тех могло и не быть того что нам нужно, или в спецхране - на основании запросов по линии исследования истории). Далее мы эти тексты изучили, стремясь понять логику и поэтику культа, выстроили для себя подходящий каркас - и взялись адаптировать читаемое под практическое применение на ЗА.
Богослужение Системы и по внутренней логике, и по форме очень сильно отличается от того, с чем мы имели дело здесь на ЗЗ, а нам было важно выстроить между тем и другим мост - поэтому была проделана работа по сверке ЗЗ-шных и ЗА-шных библейских сюжетов и символических образов. Этим занимались Тата с Ивэ, о чём они рассказывают в комментах
вот здесь.
(Ну а уж когда образы-сюжеты сверили - ух, раззудись плечо! - взялись богослужения устраивать на новый манер: тексты новые писать, чинопоследования разрабатывать, вместе с друзьями-сподвижниками всё разучивать и общие священнодействия творить... Вот клёво-то было, ваааще! :))
Осуществление религиозной реформы заняло по счёту ЗЗ не менее пары лет, 1983-84, и совпало с началом периода активного общения со здешними молодыми христианами - теми самыми, клёвыми и креативными, о которых было рассказано в
ТрП 20.
Иллюстрации к данному посту содержат отсылку на тот период, об этом ниже.
* * *
А теперь наконец перейдём к тексту "Трёх Парок", написанному в 2017.
* * *
Три Парки (21): Смысл религии на ЗА и на ЗЗ. Путь к обретению Праматерей
Продолжение собственно книги "Три Парки".
Предыдущая часть -
вот здесь. Само по себе то, как происходили наши отношения с религиями на ЗА, составляет исключительно важную сторону процесса - и в смысле наших здешних церковных дел, и в смысле восприятия темы Дома.
Я уже не раз подчёркивал значение безусловного приятия со стороны праматерей ЗА, в том числе и в сфере религиозной жизни; именно опыт безусловного приятия смещает "среднюю температуру по госпиталю" чад ЗА по сравнению с чадами ЗЗ: если для чад ЗЗ отношения с религиями во многом построены на жажде избавления от вины, присоединения к абсолютной правоте, и лишь отчасти на поисках самого себя, чуда, красоты - то для чад ЗА поиск своего пути, исследование своих глубин и корней, жажда чуда и красоты над стремлением к избавлению от вины и присоединению к абсолютной правоте отчётливо доминируют. Разумеется, это не значит, что эти сверх-значимые для ЗЗ причины на ЗА вообще отсутствуют, история ЗА таки полна печалей - однако правда Атлантики была и остаётся в базе: прекрасны все, у каждого свой путь, нелюбимых нет.
Опьянение полнотой сил, проистекающее
от присоединения к суперсистемам, естественно побуждает проповедовать, призывая окружающих припасть к тому же источнику: "я открыл дивное, айда сюда все!" - и это не может не грозить превращением в "я знаю, как надо!" через смещение "я знаю, как надо _мне_" в область чужих границ - однако чада ЗА в куда большей степени иммунны к этому заболеванию, чем чада ЗЗ. Всё это мы пережили на собственном опыте в эпоху бурного церковного возрождения на Арийском Западе, когда новозаветная церковь соединилась с ветхозаветной: сперва нам всем чуть не снесло крышу кайфом всемогущества - но потом пришло одновременно и отрезвление в том смысле что ссориться из-за этого нам точно ни к чему, и восхищение другими религиями, с которыми мы раньше не были знакомы. Угроза притеснений в отношении инаковерующих и неверующих замаячила и рассосалась; тот факт, что она успела сделаться всем видимой, представляется крайне важным - это дало возможность отследить вектор на унификацию, то есть определиться с направлением, куда мы точно не хотим. Для плодотворного взаимодействия, и на ЗА и на ЗЗ, нужна не унификация, а свободная договорённость - а в остальном у каждого свой путь, прекрасны все, аминь.
В общении с другими великими религиями ЗА, прежде всего с
шаманами Великой Семёрки, мы увидели такое доверие к себе, к своим истокам и недрам, такое приятие мира в полноте, во всех его и собственных движениях-частях - что по большому счёту сделалось не страшно:
Бессонные Огни на Чёрной светят всем. Сквозь глубины космоса, сквозь пучины ада предавшей себя души - никогда не гаснет маяк, на который можно рвануть напрямик, чтоб найти себя: даже если сам ты себя забыл - тебя встретят те, кто любит и помнит тебя, кто напомнит тебе о тебе. Таинство прохождения-сквозь-землю, таинство новых всходов, таинство усыновления, обретения Дома - Дома, где ничто прожитое не будет потеряно, где всё вспомнится и процветёт - о, это было для нас, за нас, про нас.
Возвращение к себе как к источнику закона и восстановление доверия к миру шли у нас рука об руку, единым процессом в обоих мирах - но на ЗА по указанным причинам провернулось быстрее и естественно завершилось обретением праматерей, которых мы долгое время не знали в лица, не различали по именам - лишь младенчески тянулись к теплу, синкретно воспринимая сонм любящих нас как единое Божество. Самым значимым обретением явилась встреча с Той, Кто была с нами от рождения - с
Матерью Алестрой.
В детстве я не знал этого имени, припадал к ней, называя по-разному; говорил "Мать Земля" и "Мать Вода", говорил "Мать Лес", говорил "Родина" - упаси Бог не путая ни с географическим локусом, ни с государством: я просто узнавал её Лик в рощах и небесах, скверах и лужах. Прибыв на ЗА, я говорил "Родина" уже без опаски, говорил "земля моего сердца" - с самого начала понимая, что попал домой. Не зная о плотском рождении через кладку, я поначалу не задавался вопросом, как именно нас "сбросили" сюда - неважно, неважно всё, главное - я дома! - а зато после, сделавшись однотельным и так уподобившись местным, какое-то время смущался, что не имею "настоящего", то есть материального (о, каламбур "материя / мать"!) здешнего происхождения, стало быть ввожу всех в заблуждение? - и утешился осознав, что усыновление на ЗА означает не меньше, а то и больше чем телесное рождение: ведь я вне сомнений усыновлён землёй моего сердца! - вон, племена верных Великой Семёрки прошли сюда транзитом, то есть усыновлены - а сами роднее иных родных. Я понимал, что корень и якорь мой тут, но не знал, что Мать Алестра дала жизнь моей плоти, думал лишь о глубинной связи с ЗА; впрочем, и племена прошедших транзитом тоже наверняка имеют глубинную связь с ЗА - ведь по всему это дети тех Старших, кто были в древности праматерями ЗА, оттого потерпевших бедствие сюда и направили.
Услыхав про легендарную Мать Артигемонов, я трепетал, однако не связывал её с собой, пребывая среди Артигемонов смущался, если меня порывались к ним причислить, стыдясь самозванства - и даже когда меня накрыло волной нежности при посещении стволовых пещер, нутряное "мама!.." осталось беззвучным, бессловесным. Только вместе с новообретёнными предками, составляющими отцовскую часть моего ЗА-шного родства, близнецами-Артигемонами Вензелями, я посмел услышать в себе это "мама!.." - и ещё долго, долго осознавал, что незримое во мне соприкоснулось с видимым, воды вышние поцеловались с нижними - вот моя полнота, вот я весь, я живу, живу.
О встрече с Вензелями, о взаимном узнавании с Экстримом, вообще про весь этот узел буду говорить отдельно, позже; исключительно нагруженная тема. Одну цитату-ссылку дам - кагрится, настроения для:
"Тихое, укромное место в лесу; зачарованное безвременье; сосновые иглы и муравейники, багульник и голубика, умирающий и оживающий солнечный свет - осень и весна сливаются для меня воедино, потому что личные впечатления рождения неотделимы от впечатлений тех, кто вложился в сие рождение, кто стоял над моей колыбелью. Мятущиеся души моих родителей бродили по прелым листьям ещё осенью, сам я покинул болотное лоно Алестры весной - и восторг новой жизни сплавил во мне осенние образы с весенними навек. Брусничник и мхи, полуоткрытые почки на влажных ветвях вербы, стрелки зелени в коконах-локонах истлевающей седины - осень или весна, всё это дорожные знаки долгожданного возвращения домой…"
("Цвета Пантеона, цвета безопасности, цвета детства") Так вот, стало быть, снова про путь домой.
Продолжение - в следующем посте.
Оглавление проекта "Три Парки" -
вот здесь. ...воды вышние поцеловались с нижними - вот моя полнота, вот я весь, я живу, живу
Пара слов про данные иллюстрации - которые, как сказано выше, содержат отсылку на период реформаторства на ЗА /
просветительства на ЗЗ, когда мы занимались усвоением-сплавлением-интеграцией религиозно-философских сокровищ обоих миров и делились результатом со всеми, кто оказывался в нашей орбите.
(Отметим, что эти же иллюстрации приложены к свежему
посту с панорамой религий ЗА.)
Центральная часть первой иллюстрации (с фигурой-горой-водой) - рисунок одного из молодых ленинградских художников (авторство, увы, утеряно), отданный в редакционную папку рукописного журнала "Соты", который мы тогда общими усилиями издавали. Тогда он не пошёл в дело, зато вот пригодился сейчас.
Левая часть второй иллюстрации составная. Основой послужило фото страницы богослужебной книги (мы фоткали-распечатывали много текстов, чтоб всегда иметь под рукой), которое при проявке оказалось бракованным, и мы тут же приложили к бумаге живые листья и соцветия - эффектное сочетание древних слов и вечно юных трав:) А сейчас мы сюда же прифотошопили столик с книгой и лампадой - также не пригодившийся в своё время рисунок из редакционной папки "Сот".
Узорами на фотобумаге, сложенными из растений-украшений-мелочей, мы увлекались в ту же эпоху - удобно было сочетать проявку-печать текстов со вдохновенными экспромтами. Парочка узоров тут - на первой картинке справа, на второй, сталбыть, по обоим краям.
Силуэт с ручьём и звездой (левая часть первой иллюстрации) вырезан из чёрного конверта от фотобумаги. Тата сделала эту штуку в подарок на ДР Маме Зое - ручей в снегу, предвесенний апрель - а для меня во всём этом звучат переплетаясь две темы:
- первая - это тема предвесеннего портала, который мы с Татой не сговариваясь видели внутренним взором ещё с детства
"...пасмурно-щемящее дикое поле, покрытое заснеженным бурьяном, пересечённое канавами (степь да степь, ковыли, будто на краю земли... - ноющее ощущение близости дверей, много позже я обнаружу подобное место с порталом уже дома на ЗА, близ Северного Города)..."
(про это место было в
ТрП 4 и в
ТрП 4б, во втором случае даже с картинками; отметим, что летний ручей, что здесь изображён в средней части второго коллажа, по настроению весьма напоминает тот зимний ручей, что в ТрП 4б - и то и другое фото ручья авторства фотохудожницы Татьяны Ионовой, и то и другое прям до боли напоминает окрестности Северного)
- и вторая тема, причудливо связанная с первой - которую можно обозначить как "Путь под звёздами", я писал об этом недавно в посте
"Венок песен и я" ("Путь-под-звёздами видится двояко - не только как путь Тартара сквозь тьму домой после Гиблого Места, но и как предшествующая часть - когда Тартар обходил заокраины и нашёл в Гиблом Месте Агата... Мне видится образ этих двух путей как нечто единое - можно сказать, как единство поиска самого себя в хтонических глубинах")
Отсылка на "Путь под звёздами" содержится в уже упомянутой главе ТрП 4:
"забредём на пасмурно-щемящее дикое поле, покрытое заснеженным бурьяном, пересечённое канавами (...) - в переживаниях исследуя склон, провалюсь по пояс в сугроб, по колено в ручей - Дедушка чертыхаясь протянет мне трость, самому не сойти, рухнет, да и не надо, главное держать: уцеплюсь и вылезу, хохоча до икоты, до слёз. Кого только ни вытащит ещё Дедушка своей тростью! - одного пацана подцепит вообще над стремниной, в нешуточно опасном месте. В какие только дырки ни суну я нос потом, в какие только дырки ни проваливается рисковый наш род!.. - лишь через много, много лет я услышу про нашего ЗА-шного дедушку Тартара, обходчика путей вокруг Гиблых Мест, которого верно сопровождает его сын, виртуальный посох-фонарь по имени Авось, и про других родных, которых Тартар с Авосем из Гиблых Мест выручали."
Можно было бы представить, что портал со снежным полем и ручьём напрямую свзяан с Тартаром - однако всё же нет, не напрямую, причудливо, может вообще только символически (впрочем, в реалиях ЗА это бывает весьма важно). Можно уверенно сказать, что сей портал связан с Макром, поскольку с Макром связана вся сеть
Лунной Чаши, суперсистема Северного Города - в особенности всё то, что связано с кладкой Организации Троек. Про всё это как раз недавно было в упомянутом посте
"Венок песен и я".
Кстати, Макр имеет большое значение для христианства Арийского Севера (об этом тоже в означенном посте сказано немало) - что возвращает нас к теме религиозного реформаторства и вообще наших отношений с религиями ЗА.
Также хочу упомянуть, что середина апреля (когда по ЗЗ-шному счёту Тата делала изображение с ручьём и звездой в дар Маме Зое) является на ЗА временем поминовения, прощания с прошедшим эоном и встречей нового - тогда, когда Тата это изображение делала, мы про это ещё не знали, но тема смены эонов в картинке несомненно звучит.
Напомним ещё, что в Архиве Альтерры недавно выложен обзор
"Вкратце о религиях и философиях ЗА"