Leave a comment

Уязвимость 2 alterristika March 15 2019, 12:20:47 UTC
Тата:

И в дополнение к комменту https://alterristika.livejournal.com/76067.html?thread=2516003#t2516003

Вот тут хорошо описана разница отношений и её последствия:

Вот такая среда, такая семья:

"где ребенок считается объектом для реализации родительских ожиданий, а не человеком, который может быть отдельным, со своей отдельной жизнью…

Родители твердили: «Мы делаем все правильно, а если ты чем-то не довольна, то это с тобой что-то не так»… «Я очень боялась расстроить маму. Мне даже в голову не приходило делиться с ней своими детскими печалями - так сильно я боялась, что она будет переживать.» …

Человек… становится сам себе насильником, отказываясь сочувствовать себе, и выращивает ложную идентичность, или маску, которая позволяет ему адаптироваться и как-то выживать."

Вот другая семья, в ней другая психологическая среда:

"Представим себе здоровую, ненасильственную среду, там, где родители растят маленького ребенка. Он мал, беспомощен и очень уязвим. И, если родители обращаются с его уязвимостью бережно, то ребенок НАСЛАЖДАЕТСЯ ею.

…В этом случае уязвимый ребенок остается в ощущении «я - хороший», и связка «я - плохой, потому что со мной плохо обращаются, и потому что я беспомощный и уязвимый» - не образуется.

Выросший в таком ощущении человек не стремится отчаянно спрятать свою уязвимость - вместе со всеми «неподобающими» чувствами… Она для него естественна, он может легко в нее "входить" (в болезни или другом не-ресурсе)… И также легко из нее выходить, когда не-ресурс заканчивается.

Такому человеку не нужно изо всех сил прятать свою «слабость» за компульсивной «мужественностью» или не менее компульсивным Спасательством...

Человек, не падающий в обморок от своей уязвимости, может признавать свои ограничения: "Я не все могу, не все в этом мире зависит от меня"; и умеет просить о помощи.

И, разумеется, такой человек терпим к тем, кто сам уязвим...
К детям, женщинам...
К ограничениям других людей...

Признание Уязвимости - это основа подлинного сострадания -
к себе и к другим..."
(https://veronikahlebova.livejournal.com/10887.html, перепощено у нас
https://kiratata.livejournal.com/498562.html)

К этому от себя добавлю, что я убеждена: именно стремление УСИЛЕННО заботиться _о слабых_ (детёнышах, нересурсных, попавших в беду) позволило сложиться современной цивилизации.

Reply

Re: Уязвимость 2 m0z9 March 15 2019, 13:13:51 UTC
Мне кажется... В вашем... В твоём тезисе "как родители относились... так дети и будут..." что-то требует доработки. Уж так жалеть и оберегать дома, как меня в детстве, вряд ли кто-то жалел и оберегал. Тем не менее, я постоянно болела и "мёртвый солдат" был для меня идеалом. Аналогично с творчеством - мама всегда была готова послушать очередной мой рассказ, а отец участвовал в моих играх, в том числе около-альтеррических, но, когда я выросла, это не прибавило мне убеждённости, что мой креатив нужен публике. Конечно, можно начать докапываться - "а они НЕДОСТАТОЧНО ценили моё творчество, понимали его и интересовались им!" - но не избыточно ли это? Если исследовать жизнь гениев - вряд ли получится так, что их творч в детстве был объектом глубокого интереса родителей. В обратное - поверю легко. Люди слишком разные по вкусам, родственные отношения тут ничего не улучшают.

Reply

Re: Уязвимость 2 alterristika March 15 2019, 17:04:11 UTC
Тата:

"Аналогично с творчеством - мама всегда была готова послушать очередной мой рассказ, а отец участвовал в моих играх" -

Тебя ни когда не ругали и не наказывали за неприличные рисунки или рассказы?

Reply

m0z9 March 15 2019, 17:36:31 UTC
К моменту неприличных рисунков и рассказов моё неверие в то, что мои таланты кому-то можно показать, уже сформировалось. Я вообще ничего не показывала вне семьи. Даже друзьям.

Reply

Неверие в право быть собой alterristika March 15 2019, 18:53:03 UTC
Тата:

"моё неверие в то, что мои таланты кому-то можно показать, уже сформировалось."

Ну так всё и стыкуется :(

Родители не приемлют _отдельных_ сторон и проявлений личности своего ребёнка.
Ребёнок растёт в дефиците приятия, скрывая себя-настоящего и делает упор на внешнюю оценку (нужно быть гениальным, творчество должно быть таким, чтобы его не стыдно было показать и пр.)
Отношение родителей наконец явно проявляется в конкретном активном неприятии "отдельных вещей".

Ребёнок, вместо здравой реакции "а я это делаю для себя и своего удовольствия, мне нравится, мне интересно - если вам не интересно и не нравится, можете не смотреть" терпит сильнейший стресс, усугубляющий его уверенность "во мне много плохого" или "я не способен ни на что прекрасное".

Reply

m0z9 March 15 2019, 21:50:57 UTC
Чтобы сделать вывод "люди во взрослом состоянии недооценивают творчество, потому что родители его недооценивали", мало доказать, что "было плохо" (совсем всё хорошо не бывает никогда), надо - что "было хуже, чем у других, которые успеха добились".

У меня с принятием творчества в семье, по моим представлениям, было всё же лучше, чем у большинства. В том числе большинства тех, кто, повзрослев, не страдал комплексами и начал публиковаться. Ещё раз повторюсь: я сомневаюсь, что в их семьях внимательно следили за их детским творчеством и внимали каждому перлу. В XX веке это было вообще не очень принято. Родители же, которые одобряли неприличные рассказы и рисунки, вообще, наверное, встречались в одном случае на миллион семей. Гораздо, гораздо реже, чем дети, увлекающиеся непристойностями в районе переходного периода.

Reply

m0z9 March 16 2019, 07:47:29 UTC
Вообще, вариантов же много. Например: "слишком сильное обесценивание со стороны среды, от которой родители не могли меня защитить". Это похоже на правду - мне никогда не возражали, что мои творения хороши, если их осудили. Маму публичное мнение всегда вводило в состояние транса: нууу, если говоряяяят... наверноеее... хотя, с другой стороны, кажется невозможным признать... но ведь не зря же говорят... Папа не встревал в разборки с миром вообще. Вероятно, впрочем, они даже и не знали о большей части этих конфликтов - их было слишком много, причём, меня быстро научили, что "ябедничать - плохо, ябеда никогда не будет считаться человеком".

Reply

Счастье творчества и успех alterristika March 16 2019, 14:42:15 UTC
Тата:

"люди во взрослом состоянии недооценивают творчество, потому что родители его недооценивали" -
""было хуже, чем у других, которые успеха добились".

Да нет. Ещё раз повторяю: я не интересуюсь вопросами "успеха в глазах общества" и никак его не связываю с счастьем творчества и свободой.

Я уверена (и да, у меня перед глазам примеры), что от того, в какой мере родители принимали ребёнка во _всех_ его проявлениях (а не "поощряли творческие искания" и не "воспитывали гения"), напрямую зависит, в какой мере выросший ребёнок способен получать радость и силу от самого творческого процесса, быть свободен и иметь возможность развития - и в творчестве сугубо, и вообще.

Для того, чтобы ребёнок чувствовал, что его принимают целиком, совершенно не обязательно приветствовать его неприличные рисунки - просто адекватные старшие не делают из них проблему ни себе, ни ребёнку. Да мало ли как ребёнок балуется! На то и ребёнок.

" Маму публичное мнение всегда вводило в состояние транса: нууу, если говоряяяят.. но ведь не зря же говорят...."

Во-во, и у меня та же картина дома была - да я же про такую реакцию как раз и пишу в пункте 1 поста про стихи. К счастью, сейчас она стала куда самостоятельнее)

"причём, меня быстро научили, что "ябедничать - плохо, ябеда никогда не будет считаться человеком"" Слушай, ну как же не различать две такие вещи: "ябедать" - это (ради мелкого выигрыша) жаловаться на "своего" - общему противнику; а рассказывать "своим" как тебя обидели "чужие" - это просто норма доверия близким.

И если ты не была уверена, что "твои" всегда тебя поддержат против обидчика - как же ты пишешь " Уж так жалеть и оберегать дома, как меня в детстве, вряд ли кто-то жалел и оберегал." Ну и в чём тогда состоит пространство безопасности, если ты дефолтно не рассчитывала, что дома тебя всегда защитят и пожалеют?

Reply

m0z9 March 17 2019, 10:47:31 UTC
> Да нет. Ещё раз повторяю: я не интересуюсь вопросами "успеха в глазах общества" и никак его не связываю с счастьем творчества и свободой.

Успешные удобнее для сбора статистики: когда они хотят, то публикуются, и это видно издали. Не публикующиеся - "тёмная материя", их трудно изучать.

Посмотри на знаменитых писателей, которые одновременно альтерристы. Сколькие из них могут похвастаться, что в детстве родители принимали их творчество и не подшучивали над ним? А ведь это серьёзнее, чем родительское осуждение нарисованных гениталий, которое, насколько я понимаю, было всеподавляющим. Или у тебя много примеров, когда родители благодушно кивали головой, обнаружив интерес сына или дочери к рисованию откровенных картинок? В эпоху, когда мальчуковый онанизм считался болезнью, а девучковая заинтересованность эросом - признаком того, что в семье растёт грязная шлюха?

Reply

m0z9 March 17 2019, 10:52:40 UTC
> И если ты не была уверена, что "твои" всегда тебя поддержат против обидчика - как же ты пишешь " Уж так жалеть и оберегать дома, как меня в детстве, вряд ли кто-то жалел и оберегал."

Да, оберегал, от прямого вреда. Дурная же оценка - это просто мнение, выражение свободы слова, разве нет? И речь не шла о том, что родители эти оценки поддерживают. Таковые вообще не комментировались.

Reply

Re: Счастье творчества и успех m0z9 March 17 2019, 11:15:19 UTC
Вообще, на мой взгляд, в моих реакциях всё логично и не нуждается в конспирологии. Сверстники не принимают моего творчества и смеются над ним == им нельзя показывать моё творчество. Посторонние взрослые не смеются и иногда даже дают советы, но им явно не интересно == приходить к взрослым можно только в исключительном случае и с гениальнейшими творениями, которые их точно заинтересуют (причем, мне такого пока писать не удаётся, значит, надо тренироваться тихо, сидя дома и никому не досаждая). Родные - единственные, кто не смеётся и одобряет. Значит, показывать свое творчество можно только в кругу семьи. Разумеется, только такое, которое им нравится. Но вопрос целевой аудитории, необходимости выбирать, где твой продукт востребован - от него, знаете ли, ни один сегмент творчества, да и вообще деятельности, не свободен.

Я понимаю, что по итогу ситуация получается очень некрасивой: родители - "последняя соломинка", на которой всё держится, их одобрение - сверхценно, ибо НИКТО больше в целом мире меня не поддержит. Они выходят просто предателями какими-то, если их одобрение недостаточно горячо и страстно (настолько, чтобы компенсировать абсолютный ноль в окрестности). Но им-то откуда знать, что ситуация столь трагична и уникальна? У подавляющего большинства творцов в детстве наблюдаются друзья, которым можно показать, и которые поддерживают в них ценность. Так что от родителей и не требуется "брать всё на себя".

Reply

Сразу про всё, но по отдельности alterristika March 17 2019, 21:20:59 UTC
Тата:

Темы твоих комментов всё такие волнующие, притом даже несколько тем, так что отвечаю аж тремя комментами, ставлю к посту

https://alterristika.livejournal.com/76067.html?thread=2525475#t2525475
https://alterristika.livejournal.com/76067.html?thread=2525731#t2525731
https://alterristika.livejournal.com/76067.html?thread=2526243#t2526243

Reply

Неверие в право быть собой - пример alterristika March 15 2019, 19:24:43 UTC
Тата:

Я то, что пишу тут как теорию
https://alterristika.livejournal.com/76067.html?thread=2517539#t2517539 -
вывожу из личного опыта. Вот куок из текста о себе:

"В памяти моих программ ставилась пометка напротив некоторых тем: внимание, упоминание "про это" взрослые встречают молчанием или выказывают не то чтобы неодобрение - просто недовольное беспокойство! И мой юный ум, для которого дружественное внимание старших было дефицитным витамином роста, всё это мотал на ус… не! всё это прописывал в глубине себя калёным железом. Так что в дальнейшем при "заплывании за буйки" одобряемых областей, при самом слабом намёке в лице старших на некомильфо, во мне включалась сирена - вон из этой темы, не то окажусь в вакууме молчаливого неприятия и умру! Меня не хотят "такой", во мне не хотят "этого" - ой-ой, немедленно убираю с глаз долой, я ничего такого не говорила, не спрашивала, не показывала! Лучше буду разбираться с этими игрушками сама, когда опять окажусь в одиночестве.

"Игрушки" тут понимай в символическом смысле - причём не только мыслеобразы в сферах секса и насилия, но и слова из простых житейских тем, вроде свадьбы, смерти или туалета. Хотя да! - разок было приключение и с реальными самодельными бумажными куклами-индейцами, которым я - в спонтанном порыве достичь убедительной фактуры тела - пририсовала соски и ягодицы. Мамин лёгкий шок при виде этих фигурок транслировался мне многократно умноженным: меня затопило лавой смущения-стыда-ужаса, я выхватила из маминых рук злосчастных индейцев и под её неуверенное хихиканье унесла их куда-то далеко-далеко. Кажется, не порвала, но ручаться не могу, увы:("

Это было так примерно перед школой, то есть в 6 лет. Дальше я была уже учёная - см. в посте про это самое:
"от меня отстали, а я мысленно отметила это как свою маленькую победу. "А здорово, Жучка, мы с тобой их обманули!"(с) "Вот, значит, на будущее: так надо действовать, - прописали внутри мои защитные механизмы: - говорить часть правды, и всем будет хорошо." Эхх, защитники:) защитники (: "

Reply

Влияние родителей alterristika March 15 2019, 17:27:48 UTC
Тата:

Ребёнок принимает себя так, как его принимают значимые старшие. Проблемы с неприятием себя (от "я слишком толстая" до "если я не гениальна или по крайней мере не очень талантлива, то я напрасно занимаюсь этим, и может быть вообще моя жизнь не имеет смысла") возникают конкретно на базе отношения взрослых.

А отношение к другим вполне отражает отношение к себе. Если человек озабочен темой "стараюсь не думать про то, что мой друг недостаточно красив" или "не понимаю, как это люди позволяют себе такое графоманство и мэрисьюшность!" это скорее всего означает, что он стыдится своего тела и своего творчества.

Меня, должна подчеркнуть, вообще не трогает тема "гениальности". Меня волнуют вопросы счастья и свободы, а это всё строится на принятии себя во всех отношениях, а самопринятие вырастает из безусловного принятия значимыми старшими. Вот очень много разных жизненных историй вижу, и эта закономерность офигенно чётко работает.

Reply


Leave a comment

Up