В качестве дополнения к
Татиному посту и к высказанному в комментах - насчёт того, как оно в разных семьях бывает, бывало ли "раньше" лучше или хуже, и всё такое.
Так вот, тут две стороны. С одной стороны - изменение в лучшую сторону отношения к детям (аналогичное изменению отношения к женщинам, к ЛГБТ, к иноверным-инокровным, к животным, вообще ко всем кто ранее был неполноправным или вовсе бесправным) есть факт, и что по мере хода человеческой истории процесс ускоряется - тоже факт. Так что в целом сейчас к детям относятся существенно лучше, чем "раньше" (кстати, краткий обзор отношения к детям авторства Самиры Павловой
budurada мы уже выкладывали
вот тут). Но вместе с тем, с другой стороны - многое хорошее по части воспитания детей сейчас открывается заново, будучи на предыдущем этапе забыто или отметено как "устаревшее-ненужное" - сейчас оно открывается уже учёными, профессиональными психологами (кстати, мы давали ряд интересных ссылок на эту тему
вот здесь)
Это объясняет тот парадоксальный факт, что в истории одной и той же семьи отношение к детям может меняться то в одну, то в другую сторону: казалось бы, ребёнок как правило воспроизводит по отношению к своим детям ту модель, которая применялась к нему самому (если повезёт, то с небольшыыыми отличиями в лучшую сторону) - однако забавным образом бывают скачки туда-сюда, чересполосица и пр.
На примере Татиной семьи (о которой Тата рассказывала в предыдущем посте) можно видеть эту "чересполосицу", которая привела к улучшению состояния ребёнка: Татин брат Санька, младше Таты на 14 лет, был воспитан совершенно не так, как Тата - можно смело сказать, что родители давали ему максимум безусловной любви, на который вообще были способны.
В семье Киры в этом плане картина иная. Бабушка Полина, мать Мамы Зои - сильная, яркая личность, в высшей степени способная к безусловному приятию (надо полагать, в её доме детям оно доставалось, хоть это и была многодетная деревенская семья) - сама не смогла дать Маме Зое необходимого, так как не знала, что отсутствие оного будет критично: как многие в то время, Мама Зоя оказалась отдана в ясли и детсад, пока Бабушка работала на заводе. В результате госвоспитания расклад получился во многом напоминающий расклад у Таты: сильная, самостоятельная Мама Нина со слабой, стремящейся угождать обществу Таточкой - сильная, самостоятельная Бабушка Полина со слабой, стремящейся угождать обществу Зоинькой. (Заметим, кстати, что и девочка Тата, и девочка Зоя издали смотрелись очень выигрышно - типа, и красота-блеск-талант, и покладистость-милота в общении налицо:))
Далее - ещё интереснее. Бабушка Полина ощущала, что с дочкой вышло что-то не то - вроде как она была довольна успехами девочки-отличницы, но вместе с тем не скрывала, что находит Зоиньку душевно хлипкой, в частности, склонной к увиливанию, лжи и манипуляторству вместо честных разборок (что для Бабушки было очень важным показателем - как впоследствии и для Киры). Психологических наук Бабушка не изучала, но когда родилась Кира, взялась за неё с полной ответственностью - ушла с работы и фактически была для Киры мамой. Лоно безусловного приятия Кире было обеспечено; это младенчество реально было счастьем, полнокровной жизнью, исполненной царственной силой, в неведении стыда и обвинений. Это был дом любви и взаимного приятия, при том что он отнюдь не был домом спокойствия - трое Кириных старших (бабушка, мама и папа) никоим образом не были единогласны, они непрерывно спорили между собой, и у Киры была возможность постоянно видеть противоречивый баланс разных точек зрения, которые _всегда_ в итоге приходят к консенсусу - при том, что центром дома при всех обстоятельствах был ребёнок, то есть Кира. Результат - Кира намного больше похожа на Бабушку Полину, чем на Маму Зою.
У Папы Юры были (внезапно:)) свои родители - и папина мама, Баба Кира, делала всё (ФСЁ!), чтобы никогда не бросать его без поддержки. Когда возникала опасность, что ребёнка заберут вместе с детским учреждением - например, во время эвакуации - Баба Кира тут же устраивалась на работу в школу фактически кем попало и ехала вместе с папиным классом, не оставляла ребёнка одного даже уже десятилетнего, не говоря о более раннем возрасте. В итоге Папа Юра оказался для Киры вторым столпом-опорой после Бабушки - он давал Кире безусловное приятие во всех тяжелейших конфликтах, мы про это много где уже писали, и вообще был опорой дома (и нашего _общего_ дома, который существовал уже только виртуально, и реального дома Ланиной семьи) до самого конца.
Так вот, возвращаясь по времени назад: когда родилась Лана, Кирина сестра (на 5,5 лет младше) - Бабушка сильно сдала, и "главной мамой" для Ланы стала Мама Зоя, с теми параметрами, о которых выше:( У Мамы Зои были офигенные проблемы в смысле принятия самой себя, и на Лану она, если можно так выразиться, рухнула со всем этим богатством - Лане пришлось с самого детства принимать Маму Зою в качестве "бедного, притом капризного ребёнка" (то есть мама тут была ребёнком, Лана - принимающе-утешающей стороной). Киру этой парентификацией тоже слегка задело, но лишь слегка, и не в раннем возрасте - а вот по Лане пришлось по полной форме. В итоге младшая сестра оказалась в куда менее выгодном положении в смысле безусловного приятия, чем старшая (у Таты с Санькой, напомним, наоборот!) - поэтому Лана, в отличие от Киры, предпочитала не наступление и даже не отстаивание границ, а "тактику выжженной земли": мол, хорошо, мамочка, пусть будет по-твоему, а по-моему тут уже НИЧЕГО не будет! (это и в отношениях с мамой было, и с другими людьми) - в результате после конфликтов реально оставалась выжженная земля. Так что ранняя смерть Ланы, увы, не удивляет ничуть.
Кстати, подобную ситуацию, ситуацию "перевёрнутых" семейных отношений, очень точно описывает Людмила Петрановская:
"Но что, если родитель после конфликта превращается в сурового неумолимого, холодного судью, чье прощение нужно долго вымаливать? Или мама становится обиженной маленькой девочкой с надутыми губками, а то и плачет? В некоторых семьях считается очень важным добиться от ребенка извинений после ссоры. «Пока не извинишься - не подходи!» - гордо заявляет родитель и начинает ребенка подчеркнуто игнорировать, в полной уверенности, что учит того признавать свои ошибки.
Однако для ребенка это звучит иначе. Получается, что его вышвырнули из отношений, привязанность поставили под вопрос. Теперь ему нужно ее обратно завоевывать, заслуживать, он больше никогда не сможет быть в ней уверен. Ему сказали по сути: «теперь ты отвечаешь за то, чтобы мы были вместе, ты решаешь, когда наша привязанность вернется и вернется ли вообще, я с себя эту ответственность снимаю». То есть, если говорить прямо, родитель уволился с роли родителя."
(
отсюда)
Такие дела.