Предварительные итоги обсуждения темы соотношения хранительства и альтерризма

Jan 29, 2011 03:05

Ну что ж, други! - смело можно засвидетельствовать, что хоть означенный разговор получился и не сразу - однако тем не менее он получился. Что имеется в виду?

Напоминаем вам, что вот здесь мы задали всем желающим подумать следующий вопрос:

"Какие альтерристически-альтеррологические выводы можно сделать по итогам данного текста? Если иметь в виду, что творческая деятельность Хранителей Мест и творческая деятельность альтерристов весьма близки и зачастую связаны между собой - то какие параллели можно тут провести, что интересного и поучительного в альтеррологическом смысле можно тут усмотреть?"

Ставя вопрос таким образом, мы не слишком-то надеялись на активное обсуждение - ибо, с одной стороны, вопрос как бы обманчиво прост, с другой - для полноценного рассмотрения требует довольно занудного перечисления и довольно мелочной сверки параметров рассматриваемых явлений. Поэтому мы сами сходу посвятили некоторое время этой самой занудно-мелочной сверке (и записали итоги своих размышлений на отдельную бумажку, то есть в отдельный файлик), после чего, как вы знаете, от данной темы как бы временно отвлеклись - и выложили стихотворно-авантюрный цикл "Не только через море" (начало вот здесь).

Обсуждение цикла "Не только через море", вопреки нашим ожиданиям, оказалось достаточно активным и эмоциональным - и вдобавок (что было уж совсем приятной неожиданностью:)) привело прямиком к разговору на ту самую тему, по которой мы задали свой вопрос. Особенно замечательно, что соответствующие размышления были высказаны не только в комментах, но и в личной переписке. Общение протекало с несколькими френдами одновременно, разные разговоры происходили параллельно - что лично нам не только принесло огромное удовольствие от общения на альтерристические темы и хорошую разминку для мозгов, но и вызвало ассоциации с другими разговорами и осмыслениями, позволило много чего вспомнить, заставило заново пересмотреть ряд текстов и т.д. и т.п.

Помимо всего прочего, мы получили огромное удовольствие, прочитав наконец роман Хатуля imenno "Нора, или "Ангел над "Титаником"". Кто, как и мы, его до сих пор не читал - рекомендуем:)))

Особую благодарность за все произошедшие на этих днях разговоры мы приносим френдам sairon, sampo_jolff, imenno - а френдам lomenille, elven_luinae и istanaro мы приносим благодарность за разговоры на соответствующие и близкие к тому темы, которые состоялись в разное время раньше, но сейчас очень кстати пришлись нам на ум в связи с нынешними размышлениями.

"Вершины айсберга" всех означенных расуждений, которые могут быть видны постороннему читателю, к сожалению, очень малы; есть смысл обратить внимание на обсуждения в комментах, которые состоялись здесь, здесь и здесь.

В остальном придётся ограничиться теми "сводками", которые мы предполагаем просуммировать в данном и следующем (надеемся:)) постинге. Сейчас расскажем о своих планах подробнее.

В разговорах, которые в последние дни происходили, было задействовано большое количество тем - начиная от непосредственно темы соотношения хранительской и альтерристской деятельности и завершая темой соотношения человека с миром вообще. Часть означенных размышлений укладывается в тот самый "тезисный каркас", который мы (как было сказано выше) набросали ещё прежде публикации цикла "Не только через море" - и мы, конечно же, постараемся просуммировать всё это именно что в следующем (надеемся:)) постинге.

В нынешнем же постинге нам хотелось бы тезисно изложить те соображения, которые некоторым образом "ответвляются" от основного направления разговора, но являются не менее интересными, чем это самое основное направление.

Из немалого количества этих "ответвлений" мы выбрали самые, на наш взгляд, важные - их можно тезисно обозначить примерно так:

- О том, что означает "вера в мир" (связь темы критериев реальности с темой веры = доверия/приятия)

- О разных - порой экстравагантных - вариантах взаимопомощи

- О том, как научиться отношению к миру первой реальности на примере отношения к альтерре

Рассмотрим эти вопросы по возможности вкратце.

О том, что означает "вера в мир"
(связь темы критериев реальности с темой веры = доверия/приятия)

В личной переписке с sairon мы задаём вопрос: "что превращает просто одарённого / хорошего / склонного к виртуальной деятельности человека в эдакое пламенное существо - в Хранителя места или в действующего альтерриста?"

Ответ sairon лаконичен и прост:
"Как что? Он начинает ВЕРИТЬ."

Из последующего разговора становится ясно, что слово "верить" употребляется здесь в "главном" ("верить КОМУ"), а не в "служебном" ("верить ВО ЧТО") смысле - то есть "верить" = "доверять, любить, вкладываться от всей души." Хранитель Места / альтеррист не "верит в существование" своего мира, не лелеет в мечтах его "счастливое будущее" - альтеррист / Хранитель Места "здесь и сейчас" прилагает реальные и конкретные усилия для того, чтобы любимый им мир рос и расцветал, раскрывая свои возможности.

По этому поводу нам вспомнился другой разговор, уже трёхлетней давности - он состоялся также в личной переписке с человеком весьма юным и притом весьма мудрым (почти что как мы сами в соответствующем возрасте, ага:)) Осмысляя тему критериев реальности второй реальности, наш собеседник сформулировал представление о вере как о "желании бытия":

"…интересный силлогизм вы приводите в качестве критерия объективности второй реальности. Напоминает странника Луку из горьковского "На дне": "а во что ты веришь, то и есть". А "веришь" - наверное, и включает в себя "можешь/хочешь повлиять на ситуацию, что-то изменить, кому-то помочь".
В общем-то, да, думаю, что вера - не в смысле "уверенность в объективности", а именно "желание бытия" - это единственный критерий реальности вообще. Я, опять же, смотрю со своей буддийской точки зрения - если очень обобщать, то там будет примерно так: реально то, что ты делаешь с полной самоотдачей. т.е., этот мир <здешний> - он никак не более реален, чем другие объекты твоего ума. но из этого не следует, что ко всему нужно относиться наплевательски по причине его несуществования; наоборот, главная добродетель с точки зрения буддизма - это осознанность каждого действия, полное погружение в него, добровольное отдавание себя миру - отход от человеческого эгоизма и жажды власти. По-моему, вы говорите примерно о том же."

Вот именно что да, о том же самом мы и говорим (насчёт критериев реальности, по ссылке выше): кто нуждается в твоей помощи, кому ты можешь ее оказать - тот и есть "настоящий", и твои с ним отношения взаимопомощи свидетельствуют об этом как нельзя более реально.

О разных - порой экстравагантных - вариантах взаимопомощи

С разных сторон обсуждался вопрос о взаимопомощи миров / существ из различных миров - и о связи ответа на призыв о помощи с актуализацией хранительства/альтерризма.

В разговоре с sampo_jolff мы пришли к тем выводам, что:

- способы взаимопроникновения альтерритов-альтерристов разнообразны и основываются не только на "призыве о помощи" - получении помощи". Бывает и просто интерес, бывает - из выгоды, из целесообразности (ну, ради поделиться опытом, к примеру), а бывает - не проникновение в другую альтерру, а - взгляд как бы из окна, что ли... без внедрений, очень отстранённо

- мы вовсе не считаем, что тут работает только призыв о помощи/оказание помощи/получение помощи - просто этот путь очень значимый и довольно-таки распространённый

- кроме того, то, как человек видит сам себя, и то, как он выглядит со стороны - это не одно и то же, поэтому субъективно картина (оказания / принятия помощи, например) может восприниматься/оцениваться "изнутри" и "извне" совершенно по-разному

- да и вообще, ситуации оказания / принятия помощи могут быть весьма разнообразны и выглядеть весьма экстравагантно.

Конкретный пример: "Была попытка понять инородное существо с целью перестать его бояться. В результате - приятие. Затем - дружба. А с его стороны был поиск выхода, двери туда, где он жить сможет. То есть, помощь - неосознанная."

Вспомнился другой конкретный пример - с несколько иной мотивацией, но тоже экстравагантный:

Несколько лет назад один наш друг рассказывал, как по ходу своих виртуальных странствий встретился с существом довольно-таки инфернальным, весьма опасным и пребывающим в глубоком отчаянии и озлоблении. Наш друг вступил с ним в общение исключительно из страха, что если сейчас же не начнёт с этим существом разговаривать - тот его незамедлительно съест, только и всего. Однако разговор неожиданно привёл к взаимопониманию, к взаимораскрытию - и в дальнейшем они уже общались как друзья. Ситуацию безусловно можно трактовать как ситуацию взаимопомощи - обе стороны из этой встречи вынесли для себя нечто важное. Для нашего друга тут - помимо всего прочего - безусловно присутствовал момент повышения хранительско-альтерристского потенциала.

О том, как научиться отношению к миру первой реальности на примере отношения к альтерре

sairon по ходу переписки высказывает очень важную мысль - о том, что миру первой реальности можно верить таким же точно образом, как альтерре - то есть доверять, любить, вкладываться, чтобы помогать ему расти и расцветать - и что соответствующие отношения с альтеррой учат относиться к миру первой реальности именно так, а совсем не наоборот. sairon свидетельствует о своём собственном опыте:

"Я теперь, когда проникаюсь каким-то книжным миром или нарисованным, воображаемым (доступным через воображение), беру и разворачиваю тот же свой очарованный взгляд обратно на мир, где мне случилось родиться смертным человеком во плоти. Ведь вот где континуальность-то и причинно-следственность в полный рост. А графика какая, закачаешься! Полный эффект присутствия."

Альтеррист / Хранитель Места во второй реальности может в мире первой реальности быть и аборигеном-альтерритом, и Хранителем одновременно - как минимум, Хранителем в отношении бескрайних просторов собственной души. Не зря же в нарративной психотерапии существует термин "ландшафт идентичности", означающий всю совокупность смыслов, целей, представлений о себе, которые составляют достояние конкретной личности! Вспоминается недавнее эссе молодого питерского поэта Алексея Афонина "О проблеме выбора в современном искусстве", в котором автор, по сути дела, раскрывает эту самую задачу, показывая, как человек может взращивать мир как сад - мир внутри и вокруг себя, наш общий единый мир, где мы все одновременно являемся и творящими, и творимыми, мир первой и второй реальности, в котором они обитают "на равных". Алексей говорит о поэзии - своём главном орудии мировосприятия и мировоздействия - как о "выражении веры и намерения": воистину, вера (в том смысле, в каком мы о ней говорили выше), намерение и действие - в плане осуществления осознанного хранительства и альтерризма в полной мере тождественны.

На сей мажорной ноте мы прервёмся - а о том, какие альтеррологические выводы можно сделать из рассмотрения конкретной истории Яромира с Девонной, поговорим в следующий раз.

К оглавлению текстов
по теме
"Хранители Мест и взаимосвязь миров"

Проза не наша, Онтология творчества, Общение альтерристов, Хранители Мест, Критерии реальности, Дополнения к трактату

Previous post Next post
Up