В продолжении моего давнего поста о
ОСУ-76. Машине, революционной и незаслуженно забытой.
Сама идея универсального бронированного транспортера, не нова. В довоенное время, в разных странах, подобные машины создавались на базе шасси танкеток и легких танков. Самым известным и массовым в мире, считается британский Universal Carrier (он же, BrenCarrier. Выпущено с 1934-1946гг. 113 000 шт.. Был на вооружении армий всех Союзников, в СССР поставлялся по ленд-лизу.). Из немецкой техники времен войны, к этому типу можно, отнести машины, САУ и ЗСУ на базе шасси танков PzI, PzII и 38t. Но это были, так сказать эрзац-машины, хозяйское использование шасси устаревших танков. И только в военном СССР, была создан специальная, революционно концептуальная машина, которая стала новым словом в мировой практике бронетехники, ОСА-76.
Реальная история ОС-76(ОСУ-76).
Лето 1943г. СССР.
Окрепшая советская армия, постепенно переходила к большим наступательным операциям, в ходе которых «бог войны» на конной и автомобильной тяге, часто отставал от идущей вперед пехоты, не обеспечивая ей должной поддержки. Кому именно предлежит эта прекрасная идея, концепции перевода полковой и дивизионной артиллерии мотострелковых соединений на самодвижущиеся лафеты - останется, наверное, неизвестным. Но именно после Курской дуги и тяжелой Харьковской операции, где дивизионная артиллерия понесла большие потери , а также большие потери в артиллерийской "тягловой силе" ( боевые потери автомобилей грузоподъемностью 3/4 -1,5 тонны в ходе каждой наступательной операции составляли в среднем 24-52%) и сильно отставала от наступающих войск, маршал артиллерии Воронов, подал требование на разработку изделия, которое рассматривалась изначально, как самодвижущаяся пушка общевойсковых соединений, с частично защищенным расчетом. Проект новой самоходной установки был скорее вынужденной мерой, поскольку уже существовала относительно хорошая машина СУ-76, но части на вооружении которых находились эти машины были переданы в подчинение бронетанковым войскам, а пехоте “по зарез” нужна была своя самоходка.
В СССР всеми вопросами создания мехтяги артиллерии (для ГАУ) занимался товарищ Малышев. Все требования к изделию маршал Воронов передавал в НКТП Малышеву, который выдал задание на разработку изделия КБ заводу № 38 (г.Киров) осенью 1943г..
Проект получил название ОСА-76,ОБЩЕВОЙСКОВАЯ САМОХОДНАЯ АРТУСТАНОВКА или ОБЛЕГЧЕННАЯ САМХОДНАЯ УСТАНОВКА ( в различных документах ГАУ и НКТП, используются оба названия).
Разработка велась под руководством М.Н. Щукина в марте - мае 1944 г. Ведущими инженерами машины были конструкторы Чирков и Мизонов.
КБ завода №38 при создании дивизионной ОСА выбрало направление, по которому полутора годами ранее пошло КБ Гинзбурга (создавая СУ-76). За основу были взяты узлы ходовой части легких танков типа Т-60(Т-70), а компоновка машины была схожа с СУ-76. В то же время ОСУ проектировалась намного меньше и компактнее, а её проектная масса составила порядка 3500 кг.
По своей компоновочной схеме установка ОСУ-76 относилась к полузакрытым самоходным установкам с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В кормовой части корпуса располагалось боевое отделение, совмещенное с отделением управления. Механик-водитель располагался справа от орудия. Перед ним в лобовом листе броневой рубки находился смотровой люк, закрываемый броневой крышкой. Слева от орудия находился наводчик (он же командир самоходной установки), за ним - заряжающий. Шасси самоходки, применительно на один борт, состояло из 4-х опорных катков малого диаметра, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.
В качестве основного оружия использовалась 76,2-мм пушка ЗИС-3 обр. 1942 г. с длиной ствола 41,5 калибра, установленная в открытой сверху и с кормы броневой рубке, со смещением влево от продольной оси корпуса на 150 мм. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до + 12°, по горизонту - в секторе ±10°. Высота линии огня составляла всего 1100 мм. При стрельбе использовалась панорама Герца. Скорострельность - 8 выстр./мин. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4000 м, наибольшая - 12 000 м. В боекомплект входили 30 выстрелов. Кроме того, в боевом отделении укладывался один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 426 патронов (6 дисков).
Броневая защита - противопульная, изготовленная из броневых катаных листов толщиной 10- 6 мм. Снижение уровня броневой защиты установки было сделано с целью уменьшения боевой массы машины. Для стрельбы из личного оружия и наблюдения за полем боя в бортах рубки были сделаны специальные отверстия, закрываемые броневыми заслонками. Слева от орудия для панорамы Герца было сделано специальное окно, закрывавшееся броневой крышкой. Для защиты экипажа от непогоды над боевым отделением мог устанавливаться брезентовый тент.
В моторно-трансмиссионном отделении машины справа устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-MМ мощностью 50 л.с. (37 кВт) в сборе с главным фрикционом и четырехступенчатой коробкой передач. Пуск двигателя производился с помощью электростартера мощностью 0,9 л.с. (0,7 кВт) или вручную с помощью заводной рукоятки. Емкость топливных баков составляла 120 л, запас хода машины по шоссе достигал 220 км.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-85 емкостью 85 Амч и генератор мощностью 100 Вт. Средств радиосвязи установка не имела.
ТТХ ОСУ-76
Боевая масса, т - 4,2
Экипаж, чел. - 3
Длина с пушкой вперёд, мм - 5000
Ширина корпуса, мм - 2150
Высота, мм - 1560
Клиренс, мм - 290
Бронирование лоб рубки, мм. - 10
Бронирование остальное мм. - 6
Вооружение:
Калибр и марка пушки - 76,2-мм ЗИС-3 обр.42 г.
Длина ствола, калибров - 51,6
Боекомплект пушки - 30 снарядов
Углы ВН, град. −5…+12
Углы ГН, град. ±10
Тип
двигателярядный4-
цилиндровыйкарбюраторныйжидкостного охлаждения ГАЗ-ММ
Мощность двигателя, л. с. - 50
Скорость по шоссе, км/ч - 41
Запас хода по
шоссе, км - 220
Удельная мощность, л. с./т - 11,9
Тип
подвески индивидуальная,
торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,4
Летом 1944 г. были изготовлены три опытных образца установки, которые в июле того же года на ГАНИОПе и полигоне НИБТ прошли государственные испытания.
ОСУ-76 испытывалась в июне (заводские испытания, пройдено 1000 километров), совместно с СУ-76М. Далее одна машина проходила испытания на АНИОП (ОСУ-76, бортовой номер 5, прибыла на АНИОП 25 июля, испытания стрельбой с 27 по 31 июля), еще две ушли на НИИБТ полигон (ОСУ-76 , бортовой номер 3 и бортовой номер 4, испытания с 20 июля по 2 августа), после чего по одной машине отравилось с НИИБТ Полигона в распоряжение заводов №235 и ЦАКБ
Весной-осенью 1944 г. ОСА-76 и ее колесный конкурент КСП-76(ГАЗ -68) испытывались как раздельно, так и совместно с САУ СУ-76М.
Несмотря на то, что изначально артиллеристы отдавали большее предпочтение машине КСП, как более привычной в эксплуатации и ремонте (колесный движитель), в ходе испытаний их мнение изменилось, так как КСП-76 явно проигрывала машине завода №38, ввиду большой массы (более 5 т.), больших габаритов, чем ОСА-76, при неудовлетворительной проходимости по пересеченной местности. А проведение опытных стрельб из орудия показало еще и лучшую устойчивость гусеничной версии.
Кроме того, гусеничная самоходка обладала и другими ценными качествами. ОСА-76 была компактнее, оказалась более устойчивой при стрельбе и могла преодолевать многокилометровые марши, как по проселочным дорогам, так и по шоссе, что в совокупности с использованием бензина 2-го сорта или немецкого синтетического горючего делало её просто уникальной и незаменимой (в сравнении с СУ-76 которая потребляла бензин не хуже Грозненского).Малый вес САУ обеспечивал ей прекрасную проходимость, а дешевизна производства, делала ее предпочтительнее, чем принятая в армейской артиллерии система “грузовик плюс орудие” или СУ-76.
Общее мнение об эксплуатационных и боевых качествах ОСА-76 были самые положительные, что обратило на себя внимание не только артиллеристов, но так же танкистов и десантников.
В конце 1944 г. ОСА-76 была рекомендована к серийному производству и принятию на вооружение, при условии устранения всех выявленных недостатков.
Из-за малой длины опорной поверхности гусениц самоходная установка обладала меньшей устойчивостью при стрельбе чем СУ-76М, так к примеру угловые колебания при выстреле в 1,5 раза превышали аналогичные показатели самоходной установки СУ-76М. Вследствие этого корректировка огня по разрывам из установки была невозможна.(данный недостаток не были критическими, тем более по сравнению многочисленными достоинствами. С.С.) .
Так же, в заключении “Краткого описании опытного образца ОСА-76”, было высказано предложении о целесообразности создания на шасси ОСА опытных образцов:
a) самоходной противотанковой 57-мм пушки, с усиленными бронированием - ОСА-57;
б) самоходной зенитной установки с крупнокалиберным пулеметом 20-12,7 мм - ОСА-З;
в) транспортера для подвозки боеприпасов, продовольствия и бойцов в труднопроходимых местностях и в боевых условиях - ОСА -Т.
В в заключении комиссии было отмечено, что для обеспечения “надлежащих”(!?) боевых качеств ОСУ-76, на ней надо установить новую 76-мм пушку с баллистикой ЗИС-3, но меньшим сопротивлением откату.
Проектирование новой пушки для ОСУ-76 было поручено заводу №235, который в феврале 1945 года предъявил ГАУ проект двух вариантов самоходных пушек В-10 и В-11. Однако, в результате рассмотрения ГАУ отклонило оба варианта орудий.
К весне 1945 г. М.Н.Щукин, выполнявший уже обязанности главного конструктора завода № 75 (бывший ХПЗ им. Коминтерна) в Харькове, предлагал провести проектирование на базе общих конструкционных решений ОСА-76 легкого многоцелевого бронированного транспортера пехоты и оружия по типу ленд-лизовского "универсала", а также легкой авиадесантной самоходной установки, названной АСУ-76, с освоением их выпуска в Харькове. Но ввиду отказа от моторизации общевойсковой артиллерии , серийное производство ОСА-76 (танкисты назвали ее на свой лад - ОСУ-76) развернуто не было.
После войны все работы по развитию данной самоходки были свернуты, но проектные наработки по этому, САУ в дальнейшем послужили базой для создания авиадесантной самоходной установка АСУ-76. Постановлением № 5560-2153 от 17 декабря 1949 года АСУ-76 была принята на вооружение. Однако в производство ее не запустили, посчитав недостатком отсутствие плавучести, хотя она не была включена в ТТТ. Последним прямым наследником концепции ОСА, стала принятая на вооружение ВДВ, АСУ-57.
Так закончилась история, отдельной ветви советских САУ, революционной концепции ОСА.
Сергей Сыч
Источники:
Свирин.”Cамоходки Сталина” и все что по этой теме.
Рисунки и реконструкция: Сергей Сыч
Источник - сайт
"Альтернативная История" Эта ссылка будет интересна всем тем, кому требуется
реставрация фотографий. Вторую жизнь своим старым фото вы сможете дать в компании, ссылка на сайт которой выложена выше.