Истребители альтернативной Франции. МВ.151-МВ.158 (начало)

Oct 29, 2011 18:06


МВ.151/МВ.152/МВ.152СВ




В конце 30-х годов авиастроение Франции переживало определенный подъем. У французских конструкторов не было проблем с созданием перспективных моделей самолетов всех классов, которые находились на уровне лучших мировых образцов. Постепенно наводился порядок в производственной сфере. Разработанные машины получали современное вооружение и моторы достаточной мощности. К сожалению время не стояло на месте - отставание было слишком тяжело преодолеть. К началу франко-германской войны мало что успели. Выпуск отличных D.520 и VG.36 только налаживался, МВ.152 еще не избавился от детских болезней. Эти самолеты не смогли предотвратить неминуемый разгром. Именно о детище Марселя Блоха, ставшим знаменитым уже после войны, далее пойдет речь.        


История Bloch.150 была довольно терниста. Первый прототип даже не смог влететь и потребовался год и новый двигатель для приведения самолета в соответствие с требованиями СЕМA. Результаты государственных испытаний не очень впечатлили военных, но благодаря ряду благоприятных обстоятельств он стал, вместе с MS.406, базовым самолетом истребительных частей Arme de l'Air: к 01.04.39 выдали заказ на поставку 300 MB.150.

К сожалению MB.150 был мало пригоден для массового производства и потребовалась существенная переделка самолета, получившего в конце концов индекс MB.151. Многочисленные изменения не избавили истребитель от «детских болезней»: двигатель перегревался (неудачные маслорадиаторы и капоты), отмечалась плохая балансировка, вооружение часто отказывало. Следующая вариация - Bloch.152 - получила новый двигатель, новый комплект вооружения и тот же букет проблем. Например, из-за плохого охлаждения двигателя вместо возможных 520 км/ч., без перегрева можно было летать максимум на 470 км/ч.

Модификация MB.152 имела нормальную взлетную массу в 2680 кг. Двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14N-25 выдавал 1100 л.с. Максимальная скорость - 515 км/ч., скороподъемность - 662 м/мин. Самолет имел довольно маленький, как для французских машин, радиус действия - всего 600 км. Вооружение составляли 2 20-мм пушки HS 404 и 2 7,5-мм пулемета.



К 10.05.40 140 МB.151 и 363 МB.152 успели передать Arme de l'Air, 16 МB.151 в Aeronavale и еще 7 были на пути в Грецию. Имеющиеся МB.152 включали 195 машин с двигателем 14N-25 и 165 с 14N-49. Среди последних только 80 признавались Главным штабом авиации Франции боеготовыми. В войсках истребители получили GC I/1, GC II/1, GC II/10, GC III/10 и GC I/8. Французские пилоты смело вступали в бой, но почти всегда несли большие потери: сказывалась устаревшая тактика боя, общее превосходство Luftwaffe и недостатки МB.152. Производство не успевало покрыть потери.

Производство истребителей Bloch было передано на различные заводы SNCASO. Исключая несколько машин, построенных в Курбевуа между декабрем 1939 и январем 1940, все машины с четными номерами были собраны в Шатеру, остальные в Бордо-Меринак. К моменту объявления войны со сборочных линий сошли 249 Bloch.151 и 152. Из 123 принятых в приемочном центре серийных самолетов, 50 MB 151 и 66 MB.152 были отправлены в боевые части. Только одна авиагруппа успела получить «Блохи» перед началом II Мировой войны. Это была GC I/1 в Этамп-Монтдезир.

Из-за сложности управлении пилоты GC I/1 пренебрежительно прозвали MB.151 «avion a quatre mains» (самолет для четырех рук). Основные технические проблемы остались нерешенными, а кроме того производители столкнулись с острым недостатком комплектующих. Нахватало двигателей, винтов, пушек, приборов: приходилось устанавливать все что попадалось под руку. Например, винтов было аж четыре варианта.

Во время активной фазы франко-германской войны 1940 года истребитель Bloch МВ.152 представлял французскую истребительную авиацию наравне с D.520 и MS.406. К сожалению «Блохи» не могли составить конкуренции немецким Bf 109E. Более того, из всех французских истребителей, понесли наиболее существенные потери. Главными недостатками МВ.152 были малый боевой радиус и недостаточная маневренность, а мощное вооружение зачастую замерзало на больших высотах. Впрочем проявились и положительные качества истребителя: очень прочный планер, устойчивость на всех скоростях, высокая скорость в пикировании.

В франко-германской войне 1940 года «Блохи» не прославились. Когда военные действия подошли к концу, авиационные части вооруженные МB.152 отошли на юг Франции. В их составе числилось 51 МB.151, 255 МB.152, 1 МB.153 и 9 МB.155. Около 270 истребителей Bloch были потеряны в боях или оставлены врагу. Правительство Виши вывело «152-е» в резерв, а все «151-е» были списаны. Формально МB.152 оставались на вооружении GC I/1, GC II/8, GC III/9, GC I/8, но единственными летающими остались только 48 машин в ночных истребительных эскадрильях ECN I/13 и 3/13 (вскоре были вытеснены Potez 681).

Первоначально единым одномоторным истребителем Arme de l'Air стал Dewoitine D.520. Производство в Шатеро остановилось, хотя около двадцати МB.152 (фактически МB.155) собрали уже после заключения мира из довоенного задела. Машины долгое время находились на консервации в Марселе. В конце 1941 года боевые действия франко-английской войны стали набирать ход и военные вспомнили о резерве «Блохов». После ревизии оставшиеся четыре десятка МB.151 были отправлены на слом, а около 140 пригодных к полетам МB.152 решили переоборудовать в истребители-бомбардировщики.

Работы проходили в ангарах фирмы SNCASE в Марселе: самолеты получали по два бомбодержателя 100-кг бомб, простенький бомбардировочный прицел, бронированное лобовое стекло кабины и довольно символическое бронирование двигателя. Кроме того все машины получили усовершенствованный капот и радиаторы. С ними была решена проблема перегрева двигателя - теперь МB.152СВ мог максимально развивать 500 км/ч. с бомбовой нагрузкой.



Один из первых МB.152СВ

Были сформированы 10 отдельных ударных эскадрилий (по 12 машин первой линии и по 2 запасных), укомплектованных в основном выпускниками летных школ, но после обвала английского фронта на Ближнем Востоке темпы подготовки новых частей замедлились. В течении марта-мая 1942 года МB.152СВ перебрасывались в Сирию и не спеша набирали боеготовность. Здесь к ним присоединились МB.155СВ. По итогам эксплуатации было выявлено, что «переведенный» в бомбардировщики истребитель обладает неплохими качествами пикировщика. Его прочный планер выдерживал значительные нагрузки, а выпущенные шасси довольно эффективно заменяют воздушные тормоза.

С началом наступления французских войск на Аравийском полуострове для поддержки войск начали постепенно привлекаться и эскадрильи МB.152СВ. С сентября 1942 года Esc.202СВ и Esc.203СВ вылетали на задания из района Басры. Esc.204СВ, Esc.205СВ и Esc.206СВ сопровождали наступление 3-й Левантийской дивизии, а Esc.201СВ и Esc.207СВ наносили удары из Табука. Боевая работа велась довольно интенсивно - «Блохи» оказались удобным инструментом для точечных ударов. Проблем с запасными частями не было: моторы, приборы, конструктивные элементы и часть вооружения с тех МB.152, которые французы не стали переделывать в истребители-бомбардировщики (таких было около сотни), были пущены на ремкомплекты и отправлены в Сирию.

В боях МB.152СВ несли умеренные потери - в следствии слабости союзнической авиации на аравийском ТВД основную опасность несла вражеская зенитная артиллерия. Так, несмотря на интенсивную эксплуатацию, на лето 1943 года в строю оставалось еще 86 боеготовых МB.152СВ. Замены им не было и эскадрильи получали новое вооружении: личный состав Esc.208СВ и Esc.210СВ был переброшен в Центральную Африку. В августе 1943 года Esc.205СВ и Esc.206СВ были отозваны с фронта и принимали участие в подавлении Второго палестинского восстания. После этого они передали свои самолеты Авиационному корпусу Сирийской армии. Вскоре здесь собрали около сорока МB.152СВ из разных эскадрилий Arme de l'Air. Из них сформировали две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков Сирийской армии.



МB.152СВ в Ираке

Тем временем к лета 1943 года в войска стали поступать ударные варианты МB.157. Они заменили ветеранов «152-х» и в штурмовых эскадрильях на Ближнем Востоке. Последний МB.152СВ был выведении из боевых частей до конца 1943 года. Таки образом не совсем удачный истребитель начала ВМВ обрел свою вторую жизнь и оказался довольно полезным в своем новом амплуа истребителя-бомбардировщика.

МВ.155/МВ.155СВ

Появление модификации МВ.155 стало следующим этапом в развитии истребителя Bloch МВ.152. Кабину пилота сместили на 50 см назад, увеличили объем топливного бака, козырек кабины выполнили закруглённым, с листом 40-мм бронестекла типа Triplex. С целью улучшения управляемости были применены триммеры и на 30 см увеличена высота киля. Двигатель менять не стали: Gnome-Rhone 14N-49 мощностью 1100 л.с. с трёхлопастным винтом изменяемого шага Chauviere 371. Новый капот улучшил охлаждение двигателя.

На проработку рабочих чертежей ушло несколько месяцев. Постройка прототипа проводилась на предприятии концерна SNCASO в Шатеру-Дэол (Chateauroux-Deols). На испытаниях МВ.155 развивал скорость в 550 км/ч. и имел максимальную дальность полёта порядка 1050 км. Триммеры улучшили поведение истребителя на некоторых режимах полёта, но в целом МВ.155-01 почти не отличался от МВ.152С1. Масса снаряженного самолета возросла до 2900 кг. Вооружение усилили на два 7,5-мм пулемета в крыльях. С винтами Bloch этот самолет запустили в массовое производство на заводе в Шатеру, постепенно вытесняя MB 152 со сборочной линии. Всего было заказано 403 экземпляра МВ.155, но собрать успели намного меньше.

Всего до 25 июня было выпущено 9 истребителей. Они были отведены на юг Франции где поступили на вооружение GC II/8. Еще 22 МВ.155 было собрано из довоенного задела уже после перемирия. Хотя «155» официально состояли в составе GC II/8 из первой линии их вывели - машины использовались для обучения пилотов. В конце 1941 года оставшиеся 15 исправных МВ.155 были переправлены в Марсель на переоборудование в истребители-бомбардировщики (МВ.155СВ).

Как и МВ.152СВ, они получили по два бомбодержателя 100-кг бомб, бомбардировочный прицел, бронированное лобовое стекло кабины и довольно символическое бронирование двигателя. С полной бомбовой нагрузкой МВ.155СВ развивал максимально 520 км/ч. Весной 1942 года эти машины отправились в Сирию. Ими была вооружена Esc.209СВ, которая была отправлена на багдадский фронт. До осени 1942 года военные действия здесь не вились и эскадрилья проходила интенсивное обучение.



МВ.155СВ из Esc.209СВ

Несмотря на обострение ситуации в конце года Esc.209СВ была выведена из первой линии - она составила часть резерва иракской группировки ВВС Франции. Истребители-бомбардировщики базировались на Мосул. Летом 1943 года МВ.155СВ были задействованы для подавления Второго палестинского восстания (в строю оставалось 8 машин). К осени 1943 все оны были списаны в следствии большого износа, а Esc.209СВ получила МВ.157СВ.

МВ.157/МВ.157М/MB.157СВ



Еще до германо-французской войны 39-го французские авиастроители получили в свое распоряжение новый двигатель воздушного охлаждения от фирмы Gnome-Rhone - GR 14R. Оснащенный двухступенчатым турбонагнетателем он выдавал 1590 л.с. на взлете и 1700 л. с. на высоте 8000 м. Фирма Avions Marcel Bloch тут же приступила к проектным работам по созданию на базе MB.152 истребителя с новым мотором.

Вскоре выяснилось, что более крупный и тяжелый GR 14R не получится установить на старый планер. Следующие шесть месяцев конструкторы Bloch разрабатывали основные компоненты прототипа и подготовили их к сборке. Новый истребитель создавался с сохранением основной технологии сборки MB.155, что позволило детализировать конструкцию самолета MB.157 на основе существующего базового проекта.

К сожалению немецкие войска не дали закончить работы - война закончилась капитуляцией французов. Попытка спрятать части самолета не увенчалась успехом, но правительству Петена удалось спасти их из плена зимой 1940 года. Хотя основным и единственным истребителем Arme de l'Air был выбран D.520, Министерство авиации было заинтересовано в появлении истребителя под мощный GR 14R. SNCASO было приказано не только собрать и испытать прототип, но и выделены средства на постройку еще трех экземпляров MB.157.

Прототип нового истребителя взлетел в марте 1941 года. Первые испытания продемонстрировали великолепные летные характеристики. Мощный двигатель Gnome-Rhone 14R-05 предоставлял отличные возможности для перехвата на большой высоте. Была достигнута скорость в 710 км/ч. Такие показатели впечатлили не только представителей Arme de l'Air, но и немцев которые присутствовали как наблюдатели. На французов нажали и им пришлось передать прототип MB.157 германской стороне. В конце концов Luftwaffe не заинтересовалось машиной: турбонагнетатель работал ненадежно, двигатель перегревался и часто выходил из строя, скороподъемность была недостаточной. После серии испытаний, двигатель сняли, а следы самого самолета затерялись.

Французе же принялись усиленно достраивать MB.157-02, MB.157-03 и MB.157-04. На них была несколько изменена форма кабины, увеличен топливный бак за мотором, видоизменена форма капота и маслорадиатора. Масса самолета составляла теперь 3340 кг. Дальность полета достигала 1150 км, а вооружение включало 2 20-мм пушки и 4 7,5-мм пулемета. Второй и третий экземпляры полетели в июне 1941 года с разницей в двенадцать дней, а четверная машина еще месяц спустя.

Планер, построенный CNCASO, имел с двигателем Gnome-Rhone 14R-05 летные характеристики, не достижимые для других самолетов. Оптимальными для самолета были высотные полеты, где достигалась максимальная скорость. Длительные эксперименты с формой и диаметром капота двигателя позволили избавится его перегрева, а фирма Szydlowski наконец смогла добиться надежной работы турбонагнетателя (изменив систему воздуховодов и промежуточных охладителей).

Пока завершались заводские испытания были модернизированы и расширены заводы CNCASO в Шатеру и Бордо-Мериньяк. К лету 1941 года стало понятно, что Arme de l'Air понадобится самолет для перехвата высотных целей. MB.157 подходил на эту роль как нельзя лучше. По результатам испытаний в СЕМA в конструкцию истребителя было внесено ряд изменений и Министерство авиации выдало заказ на постройку предсерийной партии «Блохов». Первый MB.157 из этой партии был полностью укомплектован и вооружен 21 октября 1941 года, до конца года было изготовлено 22 машин из 25 заказанных.

Серийные машины имели несколько худшие скоростные характеристики (максимально 685 км/ч.), но тем не менее MB.157 произвел на летчиков огромное впечатление. На высоте выше 7000 м. ему не было равных в Европе:  Spilfire Mk.IX давал на этой высоте 645 км/ч., а Bf 109G-2 - 616 км/ч. Немаловажным было то, что новая модификация была унифицирована с предыдущими и освоена технологически. В эксплуатации самолет тоже оказался довольно простым и надежным (после доводки мотора и турбонагнетателя). Предсерийники отличались от прототипов новой системой триммеров и усиленным шасси.

( продолжение)

Компания «ТЕПЛОТРЕЙД» специализируется на продаже самого разнообразного тепло-котельного оборудования. Например, на сайте компании вы сможете заказать и купить бойлер Austria Email или котел на твердом топливе Dakon а так же много другого оборудования по очень привлекательным ценам.

Ну а если вы ищете в сети компанию которая организует для вашего ребёнка детский праздник в кафе. То сайт одной из таких вы найдёте по ссылке выше.

Незадачливый охранник Александр Родионович Бородач стал одним из самых любимых персонажей скеч-шоу «Наша Раша». И во многом, именно, ему это шоу обязано своей, по-прежнему высокой популярностью. По ссылке выше вы сможете посмотреть все уже отснятые сценки с участием этого отпадного персонажа.

альтернативная авиация

Previous post Next post
Up