Непосредственное охранение авианосцев японского Мобильного соединения осуществляли последние тяжёлые крейсеры, построенные в Японской империи, и самые, наверное, необычные крейсеры Второй мировой - это если не вспоминать совсем уж экзотические японские же «торпедные крейсеры».
Как нетрудно заметить, за основу был взят проект «Могами». Но машины, трубы и надстройки были сдвинуты к миделю, а весь главный калибр - четыре двухорудийные башни с 203-мм орудиями - размещен только на баке.
За счёт этого в корме освободилось место для пары катапульт и «парковки» до восьми гидросамолётов, причём половина из них - дальние разведчики. Именно на них была возложена воздушная разведка, с тем, чтобы палубные самолёты авианосцев могли сосредоточиться на ударных задачах.
Корабли сохранили четыре трёхтрубных 610-мм торпедных аппарата и стандартный набор ПВО: четыре спаренных 127-мм универсалки и шесть спаренных 25-мм зенитных автомата.
Оба крейсера этого типа приняли участие в сражении при Мидуэе.
Источник -
https://alternathistory.ru/nikolaj-kolyadko-korabli-midueya-xiv-tyazhelye-krejsery-tipa-tone/