Андрей Малеев. Черноморская одиссея «Гебена». Часть I

Jan 28, 2024 14:01


В середине 1963 года правительство ФРГ обратилось к правительству Турции с просьбой продать линейный крейсер «Явуз» (бывший германский линейный крейсер «Гебен») для использования его в качестве музея. Это предложение было весьма привлекательным с финансовой точки зрения (крейсер с 1948 года стоял без движения в Измире и давно превратился в настоящую «черную дыру» для бюджета турецких ВМС), однако не совсем своевременным, учитывая тогдашнюю политическую ситуацию. Дело в том, что отношения ФРГ и Турции в то время переживали кризис: в наметившемся кипрском конфликте ФРГ поддерживала не Турцию, а Грецию. Кроме того, западногерманское правительство выступало за ограничения на переезд турок в Европу. К тому же крейсер представлял большую историческую ценность для обеих стран. Для немцев он был ярким образцом германского кораблестроения и кораблем, совершившим первый выстрел по территории Франции во время Первой мировой войны. Для Турции же было важно то, что крейсер «Явуз» (в переводе с турецкого - «Грозный», ранее - «Султан Селим Грозный») стал первым турецким кораблем, сделавшим выстрел в той же Первой мировой войне. По легенде точку в судьбе крейсера поставил престарелый турецкий адмирал, заявивший: «Если и продавать, то только не Германии: немцы выстрелят, а туркам отдуваться!» За правдивость этой легенды ручаться невозможно, но фактом остается получение правительством ФРГ официального отказа в 1969 году. Семью годами позже корабль, сыгравший далеко не последнюю роль в мировой истории, был разрезан на металлолом.



Линейный крейсер «Гебен». Источник: ukraina.ru
( Читать дальше... )

Телеграмм канал Альтернативная История

ВМФ Турции, линкоры Германии, линейные крейсера, линкоры, Флот Открытого моря, линкоры Первой Мировой, Первая Мировая Война

Previous post Next post
Up