Ярость Спарты. Глава II. Становление державы - Альтернативная История

Jul 10, 2022 13:17


Предыдущие части

Итак, дорогие читатели и коллеги, мы продолжаем с вами цикл АИ о великой и грозной Спарте, ярости которой покорился весь мир. Кстати, напишите в комментарии, если вам не сложно, продолжать ли писать таки большие статьи или лучше поменьше?
Битва при Херонее

Филиппу II стало ясно, что столкновения с греческими полисами ему избежать не удастся. Поэтому он не стал сидеть и ждать сложа руки, а повёл свои силы на Юг. Пройдя через пустые Фермопилы, македоняне обнаружили оставленный город Элатея. Дорога на Фивы, которые были теперь обычным полисом, и Афины была открыта. Однако сухопутные силы вновь объединившейся Эллады, под командованием спартанцев, уже заняли позиции около городка Херонея. Это была местность шириной в 4 км между холмами и рекой, которая была попросторнее Фермопил и давала больше возможности развернуться.

За время своего царствования, Филипп II преобразил македонскую армию. Классическую фалангу греческого типа[1] он вооружил новым оружием - саррисой, копьём  длиной около 5 метров. Была значительно повышена дисциплина и, благодаря последним войнам, выучка македонской армии. Такая фаланга была поистине грозой северных племён. Теперь же предстояло выяснить, что произошло при Крокусовом поле в 353 до н. э: прорыв в сфере тактики и вооружения или досадное недоразумение. Также Филипп II уделял внимание кавалерии, увеличив её численность за счет набора в неё фракийцев, наемников и прочих иноземцев.



Македонский фалангист с сариссой.

В 338 году до н.э. македонское войско подошло к Херонее, где его уже поджидало эллинское войско. Греки построились в фалангу, растянувшуюся на всем ровном пространстве местности. Конница, которую возглавил спартанский царь, и легкая пехота расположились позади тяжёлой пехоты. В самой же фаланге, спартанцы встали не на правом, как обычно, а на левом фланге. Возглавлявший их царевич Агис, рассчитывал, что Филипп II встанет у себя на правом фланге и окажется прямо напротив него. Союзники «коринфяне» заняли середину построения, а на правом фланге встали афиняне, которыми командовал спартанский военачальник Никандр[2], который вместе с Агисом и Ономархом сражался против македонян в Фессалии. Филипп II был вынужден построить свою армию таким же образом. Как и предполагал Агис, Филипп II встал на правом фланге, а его сын Александр, к которому были приставлены два военачальника и друга царя, Парменион и Антипатр,  встал во главе конницы, которая, как и у греков, расположилась позади фаланги.

Всего у македонского царя было:

  • 30 000 сариссофоров;
  • 2000 всадников;

Спартанцы и греки располагали сравнимыми силами, но у них ещё была 1000 легких пехотинцев.



Реальное построение в битве при Херонее[3]. В моей АИ, афиняне (голубым цветом) стояли на другом фланге, а на их месте - спартанцы. Позади греков конница и легкая пехота

Битву начал Филипп II, начав наступление своим правым флангом, в то время как основная часть его войска осталась на месте. Однако спартанцы, наученные горьким опытом в битве на Крокусовом поле, стойко держались против македонских фалангистов и даже начали контратаку. Македонский царь начал отход, даже и не пытаясь особо выдержать натиск лакедемонян. Видимо это было ложное отступление с целью спровоцировать противника на преследование. Однако Агис остался на стоять на месте. Первый этап битвы не принёс видимых успехов какой-либо из сторон. Тогда Филипп II, дабы выискать слабое место вражеского строя атаковал всей своей фалангой греков. Битва закипела на всех участках. Спустя некоторое время, афиняне начали пятиться, отбиваясь от сарисс. Македоняне на левом фланге усилили натиск и вскоре в построение греков и македонцев образовалась брешь, в которую устремилась конница Александра, дабы зайти к спартанцам в тыл. Казалось, вот оно, то самое место. Однако по другую сторону фаланги думали точно также и вскоре в бреши столкнулись македонская и греческая, ведомая спартанской, кавалерии. Тем временем Никандр прекратил отступление, которое было спланированным, и афиняне стали яростно огрызаться. Легкая пехота же зашла оторвавшимся от основных сил македонянам во фланг и тыл и начала осыпать их дротиками. Построение их тут начало рушиться. Сражение конницы происходило очень ожесточенно. Основной бой завязался вокруг тех, кто вел конные силы в атаку: Александра, вместе с Парменионом и Антипатром, и Архидамом III. В этом сражении спартанская конница, находившаяся на острие наступления, показала себя с самой лучшей стороны. Дабы ускорить откат македонских гетайров, беотийская конница начала фланговый обход вражеской. Тем временем македонские фалангисты, просившиеся теснить афинян, окончательно пали духом и обратились в бегство. К тому моменту и кровавая схватка кавалерии вступила в завершающий этап. Александр, Парменион и Антипатр доблестно сражались со спартиатами, но все они пали в этой схватке. Оставшись без командования и завидев, что беотийцы пытаются зайти к ним в тыл, македонские всадники тоже принялись отступать. Филипп II, как только увидел, что его отборные всадники и левый фланг бегут, скомандовал отступление. На сей раз спартанские командиры не стали сдерживать греков, а отдали приказ об преследовании, от которого македонское войско понесло ещё больше потерь.

В это сражении македоняне потеряли 5300 пехотинцев и 400 всадников. Это были очень серьёзные потери, по сравнению с прошлыми кампаниями. Греко-спартанское войско потеряло лишь 1000 человек и 200 всадников, однако эти потери были ничем, по сравнению с другой: в ожесточённой конной схватке погиб царь Спарты Архидам III. При жизни этот человек не совершил деяний, подобных тем, что совершил его отец. Однако Архидам III заметно укрепил и расширил наследие своего родителя, чем сильно поспособствовал становлению великой державы. А его симпатии к идеям панэллинизма унаследовал его старший сын в гораздо более радикальной форме.

( Читать дальше... )

альтернативная история, Спарта, Античность, Древняя Греция

Previous post Next post
Up