Как победить Японию в 1904 году

Oct 22, 2019 16:14


Здравствуйте, уважаемые альтернативщики.  Я вряд ли стану активным участником.  Но есть тема, которая цепляет меня за живое, и это русско-японская война. Так получилось, что результаты этой войны были очень болезненны, они предопределили будущее страны на десятилетия вперед. Поэтому мне захотелось найти путь, исключающий поражение. Результаты моих размышлений я размещаю, мне нужно ими поделиться.




Решение этой задачи надо начинать не с флота, потому, он является частью системы, коею является устоявшаяся практика государственного управления. Эта практика привела к целому набору трудно устранимых ошибок, наиболее важные из которых я постараюсь перечислить.

1. Нельзя было занимать Порт-Артур, и причин этому несколько, потому, что:

  • Япония сочла себя оскорбленной, ведь она претендовала на Ляодун по Симоносекскому миру, а мы, объединившись с Германией и Францией, его взять ей не позволили, сославшись на некие высшие соображения, а потом подумали, да взяли сами. И теперь нападение Японии стало вопросом времени, хотели мы этого или нет - мы приобрели желающего отмщения врага.
  • Китай также счел себя оскорбленным, так как мы с ним были союзниками против Японии, и тут вдруг оказалось, что лицемерными союзниками. После занятия Порт-Артура были даже предположения, что Китай станет помогать Японии. А ведь в качестве союзника он мог хоть сколько-нибудь сил японцев оттянуть на себя. Ведь с паршивой овцы хоть шерсти клок.
  • Порт-Артур совершенно не подходил как база флота, так, что адмирал Дубасов, выполнивший приказ по его занятию, назвал его мышеловкой, и абсолютно непригодным военным портом. Дело в том, что в него был затруднен вход и выход эскадры (по времени).                                                                 И он был очень далек от метрополии, путь к нему как нарочно, проходил прямиком мимо японских баз, его легко было изолировать, взять в осаду и захватить, а флот, запертый в нем погибал - то, что японцы и сделали. Даже стратегическая игра (надо-же, сподобились!), показала, что тут нам ничего не светит. (Кстати, ведь и Куропаткин совершенно не ожидал, что он продержится сколько нибудь долго).
  • В исторической перспективе мы все-равно не могли удержать этот порт. (Это, конечно, послезнание, но тем не менее. Даже Гибралтар при нашей жизни друзья-англичане потеряют.  А что же мы должны были занять взамен? Остров Кардого (ныне Коджего), как и предлагал адмирал Дубасов. Во-первых, он контролировал юг Кореи, во-вторых, в его заливе мог уместиться флот всех государств мира, в третьих - он вдвое ближе от Владивостока, чем Квантун, в четвертых - оборонять его было значительно легче, чем Квантун, в пятых - у него два выхода, через которые можно вводить или выводить эскадры без всякой задержки. Конечно, после этого война с Японией была бы тоже неизбежна, но мы ведь и так решили за милую душу повоевать. Так хоть за дело. Тут конечно, встает вопрос, а смогла ли в перспективе Россия его удерживать?

Пока командовал эскадрой Федор Дубасов - безусловно  да, а вот потом  тогдашняя реальная, а не  идеализированная Россия - вероятнее нет.

Но во всех рассматриваемых альтернативах имеется ввиду слегка идеализированная Россия, избавившаяся от своих наиболее одиозных ошибок. Так и здесь, я допускаю, что разруха и дурь в головах, прежде всего неких почетных святых, не то, чтобы совсем исчезла, а просто ее стало малость поменьше.

При этом встал бы соблазн присоединить Корею, как и хотел Дубасов. Так вот, мы должны были устоять перед этим тяжким соблазном, а почему - скажу дальше.

2.  Нельзя было тянуть ветку железной дороги через Манчжурию, сколь бы это внешне ни выглядело удобно и замечательно. Потому, что это тоже была мышеловка. Дорогу надо было тянуть по своей территории, развивая ее, а не вкладывать деньги в чужую. Боксерское восстание показало, насколько уязвима дорога по чужой территории, так, что никакая охрана не справится. Нам бы не пришлось вводить в Манчжурию войска, и дразнить тем японцев. Можно возразить: «да полно, все равно война неизбежна.» Все так, но действия должны подчиняться рациональным целям, а не просто сдуру дразнить противника.

3. Конечно, никаких концессий по реке Ялу, с переодеванием своих солдат и прочих фокусов - по причине, рассмотренной в предыдущем пункте.

4. Нельзя было строить планы захвата Маньчжурии (или Кореи). Потому, что пол-миллиона русских на дальнем востоке не могло ассимилировать 11 миллионов китайцев. Напротив, те бы расселились по всей Сибири, и через какое-то время Сибирь была вся бы потеряна - до Урала.

Это частично тоже послезнание, так как в то время мобильность населения была низка, но мы-то знаем, что это очень скоро изменится. Да и как сказать, что касается именно китайцев, она тогда уже изменилась, так что проницательный наблюдатель мог уже это понять, не дожидаясь начала 21-го века.

5. Зная, что война близка, надо было понять, какие цели мы хотим от нее получить. Ведь, по Клаузевицу, мир должен  доставить состояние лучшее, чем до войны.  Не просто отбиться, а что-то получить ценное. Ведь кровь не водица.

Ясно, что Маньчжурию или Корею присоединять было нельзя. Иначе у нас был бы не Москвабад, а чайна-таун.   Если хотите обвинить в национализме, извольте, но культурные отличия игнорировать не след.

В перспективе было бы выгодно в них образовать вассальные (ведь это же начало 20 века) или дружественные государства (я даже за этот пункт), но не присоединять. Конечно, кое-где, например, у Владивостока, стоило бы оптимизировать границу, но очень осторожно, чтобы не набраться большого количества инокультурного населения.

Зато, по моему мнению, надо было ставить цель захват не только Курильских островов, но и всего Хоккайдо. Потому, что великая держава должна иметь свободный и широкий выход в океан. Кроме того, на Хоккайдо были так нам необходимые незамерзающие порты. И другие вкусные плюшки. На острове уже жило 850 тысяч японцев - их всех надо было выселить. Ведь удалось же выселить 400 тысяч японцев в 1945 году из Сахалина. Стало быть, 800 тысяч выселить было можно - по условиям мирного договора.                                                                                                                                                                                            Вот  11 миллионов китайцев из Маньчжурии выселить точно бы не удалось. Это и в 13 раз труднее, да и с какой стати, мы все-таки с Китаем не воевали. В крайнем случае, эти 800 тысяч на Хоккайдо можно было локализовать на острове, хотя они всегда были бы пятой колонной, и их нельзя за это упрекать.

6. Нельзя было удалять с командования тихоокеанской эскадрой Федора Дубасова. Его убрали за излишнюю самостоятельность мышления, но это как раз то, что нужно для командующего. Но таких людей у нас совершенно не терпели, а чтобы начальство любило, нужно было быть логистиком, а не стратегом, или с какой-то стати тактиком.

Уметь завезти 100.000 сапог, но при этом чтобы раздать их - непременно запросить разрешение из Петербурга.  Вот идеал тогдашнего военачальника. И это едва ли не главная причина поражения.

Федора Дубасова хорошо характеризуют его инициативы (надо же, этот смутьян выдвигал инициативы, кто его просил, как такое терпеть!):

Первая -видя, что война неизбежна, а скоро японский флот получит явное превосходство - предлагал дать разрешение его атаковать, обещая разбить. (Видите, не боялся взять  на себя ответственность, ну где вы еще второго такого дурака найдете в 1904 году, в российских армии, да на флоте - разве, отчасти только Макаров.  Вот два сапога - пара.   Это вам, любезные, не бардак матушки-Екатерины. Тут везде строгий порядок!).

Вторая - его инициатива занять остров Коджего (Кардаго). И он даже продумал, как будет его защищать, и что будет минировать, что совсем не типично.

Кстати, Дубасов впоследствии был резко против заключения мира. Когда его спрашивали, а как же быть без флота, он говорил, мол ничего, с турками воевали одними миноносцами, так и тут так же. И он был прав, потому, что заключив мир, мы настолько уронили себя в глазах просвещенной Европы, что, право, долго и рассказывать последствия, так что даже и в людских смертях в следующей войне вышло дороже.

И ведь рвался на фронт, а его не пустили, и правильно, не нужны на флоте смутьяны, а то мало ли, чего удумает.

7. Я еще не решил, была ли ошибкой России вмешательство в Симоносекский мир. Дело в том, что это зависит от поставленной цели.

Если мы не собирались воевать (сами нападать) - тогда это не ошибка,  а вот если бы решили в перспективе воевать по-серьезному, как я все же подозреваю - то да, явная ошибка (И так как я, милитарист, решил непременно воевать, то считаю вмешательство ошибкой). Потому, что по результатам японцы заключили договор с той державой, которая не пыталась вмешаться в их взаимоотношения с Китаем, то есть, именно с Англией. А по договору, между прочим, Англия должна была присоединиться к Японии, если  с ней воевали бы две страны, то есть мы сразу лишались возможных союзников. А если бы мы стали побеждать, нас бы вынудили к миру на условиях статус-кво.

Конечно, в 1953 году никто не запрещал Англии вмешаться и безо всяких договоров, но по договору завсегда ловчее.

Мы должны были предложить Японии забрать вместо Ляодуна еще не занятый немцами Циндао (японцы были не против), да выдать нам компенсацию - незамерзающий порт. Я бы настаивал именно на Кардого (Коджего). И пусть японцы по уши влезли бы в разборки со средним Китаем, а мы пока бы спокойно готовили флот и инфраструктуру Владивостока, да злорадно хихикали.

8. Я специально не останавливаюсь на составе флота. Хотя нет, хотел бы, чтобы броненосцы нам делал именно Крамп, и он бы дал нам свои чертежи, ведь и мы дали ему свои.

И чтобы по-возможности у броненосцев было 16 орудий среднего калибра. Но если бы это задержало хоть немного, то пусть будет их 12. И чтобы броненосцев на Тихом Океане к сроку было бы именно 10.

9. И тут есть важный момент. Я читал несколько альтернатив, когда у нас в тихом океане и 20 броненосцев, и 30, а эти идиоты (японцы) все-равно нападают.  Думаю, нехорошо так плохо думать о людях, которые этого явно не заслужили.

Поэтому, очень важно, хватило ли у нас духу напасть самим, ежели у нас было аж целых 10 броненосцев. Надо, чтобы хватило.  Думаю, чтобы на нас смотрели, не как на пищу, некоторые передовые державы, нам надо было бы хоть отчасти (хоть чуть-чуть!) походить на кайзеровскую Германию. А ведь и трудно нападать на союзницу Великобритании, (которая всегда имеет свои постоянные интересы), да еще и на море, ой трудно…

Да, реальная Россия была не против взять то, что плохо лежит, но вот чтобы выдрать зубами, с мясом и кровью…. Здесь я, грешный, намекаю об ином правителе.

10. И чтобы все задуманное вышло, надо было всячески препятствовать договору Японии с Англией (мы ведь не с луны упали, и хорошо знали нашу милую соседку, да что от нее ждать), ведь надо было минимизировать поводы вмешаться, хоть, боюсь, это бы не очень помогло.  Но если бы нам сделать морду кирпичом, то могло и сойти. А самим надо было прежде стараться заключить договор с Германией (против Японии), предложив ей Тайвань.  А Англию и США всячески пытаться перенаправить куда-нибудь в иное место, да создать им всяческие трудности, как и они всегда поступали, или хотя бы со США неким образом договориться, а это обратно трудно, тоже как-никак англо-саксы.

А просто отбиться, «без аннексий и контрибуций», было и совсем даже просто - достаточно не брать клятый Порт-Артур. (И при этом даже все прочие многочисленные, и здесь не упомянутые, ошибки могли быть совершены, со спокойной душой и полным удовольствием).

Источник - http://alternathistory.com/kak-pobedit-yaponiyu-v-1904-godu-alternativa/

альтернативная история, Русско-Японская война

Previous post Next post
Up