Найденная в блоге американского моделиста Скотта Круиза (Scott Kruize; Сиэттл, штат Вашингтон) статья французского моделиста Жана-Франсуа Фулкониса (Jean-François Fulconis), которая, думаю, заинтересует коллег.
После дебюта истребителя МиГ-15 в небе Кореи западные специалисты с некоторым опасением и настоящим любопытством ожидали появления его преемника. В этом контексте у нескольких журналистов, работающих в авиационных изданиях Соединенных Штатов и Великобритании, возник соблазн попытаться представить самолет, который мог бы стать преемником знаменитого «пятнадцатого», ставшего, без всякого сомнения, неприятным сюрпризом для сложившегося на западе мнения о своем техническом превосходстве.
Как следствие с 1951 года на страницах журналов появились статьи с изображениями нового советского самолета, Представленная в статьях машина была обозначена как «MiG-19» и по некоторым «достоверным источникам» относилась к следующему поколению истребителей, которое в Советском Союзе были готовы запустить в серийное производство в ближайшее время.
С 1951 года и до момента, когда реальный истребитель МиГ-19 стал широко известен, воображение журналистов создало большое количество производных или вариантов «MiG-19».
В 1950-е годы теме мифического русского истребителя помимо многочисленных статей в различных газетах, журналах и энциклопедиях были посвящены несколько сборных моделей различных масштабов, игрушки и даже коллекционная карточка!
Все они представляли собой истребитель MiG-19, существовавший только в воображении их создателей.
MiG-19 как производная от Ta-183
Focke-Wulf Ta-183 представлял собой проект истребителя со стреловидным крылом, разработанный немецкими инженерами в конце Второй Мировой войны. Эта машина строилась и на момент захвата западными союзниками завода компании Focke-Wulf была очень близка к своему первому полету.
Советские эксперты смогли восстановить некоторую информацию о данном проекте и приступили к испытаниям в аэродинамической трубе, чтобы проверить теоретические расчеты стреловидного крыла. Результаты этих испытаний помогли при проектировании истребителя МиГ-15, но согласно официальной истории ОКБ МиГ несмотря на определенное сходство двух самолетов концепция Ta-183 не оказала непосредственного влияния на создание МиГ-15.
Рисунок на коробке сборной модели (масштаб 1/72) Ta-183 компании PM Model (снимок набора из персональной коллекции автора статьи)
Когда в 1951 году в журнале Aviation Age Magazine была опубликована первая фотография истребителя MiG-19, то он сильно напоминал Ta-183. Общим для обеих машин было очень длинное и тонкое Т-образное хвостовое оперение.
Фотография МиГ-19, опубликованная в США журналом Aviation Age Magazine в 1951 году. Подпись под снимком гласила: «Новейшая разработка авиационных инженеров России - высокоскоростной истребитель-перехватчик MiG-19» (Снимок из газеты, приобретенной автором на американском интернет-аукционе eBay. Снимок из персональной коллекции автора статьи)
Следуя за развитием истребителей тех лет MiG-19/Ta-183 вскоре подобно американскому перехватчику F-86D Sabre Dog «обзавелся» установленным в носу обтекателем радиолокационной станции. Часто MiG-19/Ta-183 изображался в качестве одномоторного самолета, но также были публикации, в которых силовая установка самолета была двухмоторной или смешанной, состоявшей из одного ТРД и одного ЖРД.
Сборная модель компании Aurora
Концепция с размещенным в носу обтекателем РЛС привела к созданию компанией Aurora ее знаменитой сборной модели. В июне 1953 года модель была выпущена на рынок под обозначением Yak-25 (еще один якобы советский самолет, мало что имевший общего с реальными истребителями Як-25 как первым опытным, так и вторым серийным) и лишь в следующем 1954 году после ряда изменений (шасси и установка нескольких ракет) модель получила обозначение MiG-19. Интересно отметить, что данная модель продавалась в таком виде (с несколькими типами коробок) до 1970 года!
фрагмент упаковки модели истребителя MiG-19 компании Aurora
MiG-19 журнала Air Trails
Air Trails был американским журналом для любителей авиации и моделистов, который был очень популярен в 1950-е годы. В июньском выпуске 1953 года (в том же месяце компания Aurora выпустила модель Yak-25!) этого журнала в статье «Информация из первых рук об истребителе MiG-19» (Inside Story of MiG-19) было представлено собственное видение советского самолета-истребителя.
В этой статье представлен самолет с такой же как у модели компании Aurora общей схемой, но с другими хвостовым оперением и силовой установкой (двухмоторная вместо одномоторной). Этот самолет выглядел более реалистичным, чем MiG-19/Ta-183 и обладал планером, размерности которого придавали ему большее сходство с советскими истребителями.
изображение истребителя MiG-19, приведенное в июньском выпуске 1953 года журнала Air Trails (фотографии из персональной коллекции автора. Снимок был взят из журнала, купленного автором в США)
изображение истребителя MiG-19, приведенное в июньском выпуске 1953 года журнала Air Trails (фотографии из персональной коллекции автора. Снимок был взят из журнала, купленного автором в США)
изображение истребителя MiG-19, приведенное в июньском выпуске 1953 года журнала Air Trails (фотографии из персональной коллекции автора. Снимок был взят из журнала, купленного автором в США)
Особый интерес представляет то, как данный самолет был представлен, поскольку с позиций нашего 2008 года журналисты тех лет были весьма «изобретательными» и беспринципными в плане публикации ложной информации…
Выдержка из текста статьи:
«“Super-MiG”-19 - красивый истребитель, который общественности впервые был представлен прошлым летом в тушинском аэропорте на показе, посвященном Дню авиации, и в октябре прошлого года принял боевое крещение в Корее».
Данное утверждение будет особенно «приятным», если его сравнить с информацией, что реальный истребитель МиГ-19 (в качестве прототипа СМ-9/1) совершил свой первый полет в январе 1954 года и что на вооружение был принят в марте 1955 года (кодовое обозначение НАТО Farmer A)!
схема истребителя MiG-19, приведенная в июньском выпуске 1953 года журнала Air Trails
Модель компании Lindberg
В 1954 году компания Lindberg представила свою версию истребителя MiG-19. Вероятно, она частично была основана на сборной модели компании Aurora (те же масштаб и тип вооружения), но совершенно очевидно, что она представляла непосредственное воспроизведение концепции, представленной журналом Air Trails.
Модель имела почти такие же планер, хвостовое оперение, одинаковый состав встроенного вооружения и двухмоторную силовую установку. Данная модель также была выпущена задолго до того как реальный МиГ-19 стал широко известен. В отличие от компании Aurora Пол Линдберг сменил упаковку и продал модель как «Русский реактивный истребитель» (Russian Jet fighter) без указания наименования, хотя в инструкции по сборке, которая входила в комплект модели, также как и прежде было написано типовое обозначение MiG-19.
У данной сборной модели существовало несколько вариантов упаковки. Один из последних вариантом модели «Russian Jet fighter» содержал в своем составе аэродромный тягач, представленный на картинке ниже.
снимок варианта упаковки модели MiG-19 производства компании Lindberg (из персональной коллекции автора)
снимок варианта упаковки модели MiG-19 производства компании Lindberg (из персональной коллекции автора)
снимок варианта упаковки модели MiG-19 производства компании Lindberg (из персональной коллекции автора)
Модель компании Bachmann
Bachmann является японской компанией по производству сборных моделей, специализировавшейся на железнодорожном моделизме. В 1950-х годах она в масштабе 1/200 выпустила большое количество моделей самолетов, которые представляли среднее между сборными моделями и игрушками.
Интересно отметить, что миниатюрная модель компании Bachmann очень была похожа на модель компании Lindberg и, вероятно, была либо копией последней, либо производной от первоначальной концепции, созданной журналом Air Trails.
фотографии упаковки модели и самой модели MiG-19 производства компании Bachmann (из персональной коллекции автора)
фотография модели MiG-19 производства компании Bachmann (из персональной коллекции автора)
Назад в СССР: советская версия «мига», которого никогда не было!
Эта история кажется невероятной, но она полностью правдива, и я могу доказать это, потому что у меня есть артефакт из моей собственной коллекции. В 1960-х годах советская компания по производству игрушек приобрела у компании Aurora пресс-формы модели MiG-19 для ее производства в СССР! И они запустили модель в производство на московском заводе MCCNE [национальное управление по производству и продаже игрушек из металла и пластика; речь идет о московском заводе «Юный техник» - byakin]. Сборная модель продавалась в странах Восточной Европы в типичной для коммунистического периода очень простой упаковке, на которой были приведены схематичный рисунок истребителя МиГ-15 и подпись «Сборная модель самолета МиГ-19».
снимок сборной модели MiG-19 производства завода MCCNE (из персональной коллекции автора)
Содержимым упаковки без всякого сомнения была модель MiG-19 от компании Aurora, хотя качество пластика, инструкции и декалей было далеко от качества сборной модели, изготовленной в США.
Если основные пластиковые части были изготовлены из стандартного полистирола, то маленькие детали такие как колеса или шасси скорее всего были выполнены из переработанного пластика, а фонарь кабины - из пластика зеленого цвета!
Также у советской модели отсутствовали неуправляемые ракетные снаряды, которые в американском оригинале подвешивались под консоли крыла.
Трудно себе представить, какова была реакция русских покупателей, когда у них появилась возможность приобрести эту сборную модель. Представляется крайне невероятным, что в Советском Союзе в 1960-х годах настоящий МиГ-19 был совершенно неизвестен. Вероятно, они думали, что производство советской сборной модели напрямую контролировалось КГБ, чтобы избежать разглашения военных секретов…
Странное совпадение, хотя, возможно, и не совпадение: ОКБ Микояна и Гуревича И-320*
Чтобы завершить эпическую историю MiG-19 - виртуального истребителя 1950-х годов - следует рассказать о реальном самолете, который был спроектирован и построен ОКБ МиГ в 1949 году и который по странному стечению обстоятельств напоминает сборную модель компании Aurora, т.е. предложенную журналом Air Trails концепцию истребителя MiG-19.
Этим самолетом был
И-320 [у автора статьи ошибочно указан И-340, который в реальности был истребителем МиГ-17 с силовой установкой в виде двух осевых ТРД АМ-5
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig17sm1.html - byakin] - двухместный двухмоторный опытный самолет с расположенной в носу радиолокационной станцией. Этой прототип всепогодного истребителя-перехватчика выполнял полеты в 1949-1950-х годах. Несмотря на отличия в силовой установке (двигатели были установлены не бок о бок, а один за и над другим) компоновочная схема И-320 была очень близка к фантомному MiG-19 особенно в отношении носовой части фюзеляжа, размещения пушек, крыла и хвостового оперения. Нос и крыло сборной модели компании Aurora похожи на И-320, но хвостовое оперение было совершенно иным.
снимок прототипа истребителя-перехватчика И-320, взятых из книги Р. А, Белякова и Ж. Мармена. Просто для сравнения…
снимок прототипа истребителя-перехватчика И-320, взятых из книги Р. А, Белякова и Ж. Мармена. Просто для сравнения…
снимок прототипа истребителя-перехватчика И-320, взятых из книги Р. А, Белякова и Ж. Мармена. Просто для сравнения…
Гипотеза
Осмелюсь высказать гипотезу о сходстве И-320 и MiG-19 журнала Air Trails. Мы можем себе представить, что в начале 1950-х годов некоторые фотографии прототипа И-320 - по доброй воле или нет - были переданы на запад. Мы всецело полагаем, что это было сделано добровольно, поскольку к этому времени И-320 в Советском Союзе в качестве боевого самолета уже не представлял интереса, но для спецслужб был интересным вариантом для оперативной игры в области пропаганды и дезинформации противника.
Таким образом, если у «хорошо информированного» журналиста, имеющего связи с «надежными военными источниками», была копия одной или нескольких фотографий И-320, то он мог легко создать MiG-19, как в 1953 году это сделали в журнале Air Trails.
Что касается сборной модели компании Aurora, то мы может предположить, что работники компании при ее создании позаимствовали у фотографии И-320 носовую часть фюзеляжа и крыло при сохранении общей концепции MiG-19/Ta-183, опубликованной в прессе в 1951 году.
Я прекрасно понимаю, что для человека, живущего в Европе в 2008 году, это кажется слишком простым, но на мой взгляд эта история правдоподобна и имеет право на существование. В конце концов сборные модели существуют для того чтобы реализовывать мечты, не так ли?
В заключение я хотел бы сказать, что меня очень интересует любая информация как о MiG-19, так и о других виртуальных самолетах, придуманных в XX веке и приписанных ОКБ Микояна и Гуревича.
Спасибо за проявленный интерес.
Жан-Франсуа Фулконис, Ницца, 11 июля 2008 года
источник:
http://alternathistory.com/boj-s-tenyu-obraz-istrebitelya-mig-19-na-zapade-v-nachale-1950-h-godov-chast-2-kak-illyuziya-sozdala-dva-fejkovyh-samoleta/