Стратегическая авиация Советского Союза или послевоенная жизнь Пе-8

Sep 20, 2019 15:38


Альтернатива на тему “послевоенной жизни” проекта глубокой модернизации дальнего бомбар­ди­ров­щика Пе-8 (в реальной жизни проект "Самолет Т"). Его возможные модификации. ВВС СССР без Ту-4.

Поступивший в конце 1944 года на вооружение ВВС СССР дальний бомбардировщик Незваля ПеН-8 стал первым носителем советских атомных бомб РДС-1. До появления новых стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет, поршневой ПеН был основной силой в атомном противостоянии с США до начала 50-х годов. В 1949 машины прошли модер­ни­за­цию, получили новое радио- и пилотажное оборудование, оборонительное вооружение.



Испытания первых советских ядерных боеприпасов заставили американцев изменить подход к планированию возможной войны против СССР. Директива Совета Национальной безопасности США от 14.04.50 указывала, что потенциальный противник имеет более 1000 бомбардировщиков ПеН-8 и не менее 50 атомных бомб. Подчеркивалось, что это в корне меняет вероятную картину боевых действий против СССР, так как основными целями для них станут войсковые группировки НАТО и американские базы в Европе и Азии. Отдельным пунктом в докладе отмечалось, что советские дальние бомбардировщики обладают максимальной дальностью в 5300 км и теоретически, с авиабаз на Чукотке и Камчатке могут угрожать городам восточного побережья США, а с авиабазы в Исландии - всему восточному побережью США. Что в случае войны с СССР может привести к ужасающим людским и материальным потерям с высокой долей вероятности.



Основные модификации ПеН-8
ПеН-8КС




В СССР еще до войны велась разработка крылатых ракет воздушного базирования, а 13 мая 1946 года вышло постановление Совнаркома, давшее новый импульс этой теме. В результате было создано несколько комплексов вооружения, наиболее удачным из которых был К-1 "Комета".

Носителем стала модификация ПеН-8, обозначенная буквой "КС". Под крылом появилось два пилона для подвески крылатых снарядов КС-1. ПеН-8КС взлетал и уходил в район поиска. В полете из отдельных баков в консолях ракеты заправлялись керосином. После обнаружения и захвата объекта по локатору с дальности 80 км производился пуск. Автоматика вводила снаряд в луч РЛС и обеспечивала его полет так, чтобы носитель, ракета и цель находились на одной прямой, осуще­ств­ляя наведение по схеме трех точек. За 20 км до цели производился ее перезахват полуактивной головкой самонаведения ракеты, что обеспечивало более высокую точность попадания.

Носитель противокорабельного снаряда КС-1 “Комета” от базового варианта отличался подкрыль­е­выми держателями БД-186 и РЛС "Комета-Н", установленной в бомбоотсеке. В декабре 1950 г. первый строевой экипаж командира 88-го МТАП ЧФ произвел пуск ракеты с борта ПеН-8КС. Самолеты этого типа первыми поступили в части авиации Тихоокеанского Флота, а затем Северного и Черноморского.

Первые ракетоносцы планировалось применить против кораблей США, ведущих боевые действия в Корее. В феврале 1951 года, в течении двух недель, две пары ПеН-8КС с Порт-Артура и две пары с Владивостока, под прикрытием истребителей Як-9ДД, ежедневно проводили патрулирование в виду американской морской группировки в нейтральных водах, оказывая тем самым психологическое давление на американцев. Таким образом и ракетоносцы ПеН-8КС ТОФ внесли свой вклад в победу КНДР и окончание войны в Корее.

В сумме в ВМФ поступило 87 носителей ПеН-8КС. Они оставались на вооружении до 1955 года, пока полностью были заменены новыми реактивными машинами. На вооружении ВМФ в роли поисково-спасательного самолета, противолодочного, воздушного танкера состояли до 1961 года.
ПеН-8СЗ (Самолет-заправщик)




В новых условиях противостояния перед советской дальней авиацией была поставлена задача увеличения радиуса действия. Для поражения целей на территории значительной части Европы и, особенно, Британских островов запаса топлива ПеН-8 было достаточно, но для истребителей сопровождения - нет. Предполагая действия в глубине территории противника, необходимо было решить проблему прикрытия группы бомбардировщиков. Рассматривались различные схемы дозаправки самолетов эскорта в воздухе, а также варианты "подвесных" и "буксируемых" истре­бителей.

В 1948 году вышло постановление Совмина о создании системы дозаправки в воздухе. Работу поручили В. С. Вахмистрову. Тот, взяв за основу скудную информацию о зарубежном опыте, спроек­тировал подобие системы "шланг-конус". На Ту-2 испытали макетную установку, а для создания полномасштабного образца было выделено два самолета ПеН-8 постройки завода №22. Разработка системы "шланг-конус" была завершена в ОКБ-115 С. М. Алексеева.

Система дозаправки самолетов ПеН-8СЗ по схеме "шланг-конус" успешно прошла госиспытания и в 1951 году была принята на вооружение. ПеН-8СЗ была отведена роль небесного танкера, он заправлял реактивные самолеты, в связи с чем топливную систему разделили, выделив часть баков под керосин. Под заправщики были доработаны 68 самолетов ПеН-8 постройки завода №18, которые поступили на вооружение в 1952-53 годах.

Системой дозаправки в воздухе были оснащены следующие самолеты: истребители МиГ-15/17, И-215, Як-25, палубные Як-30/35, бомбардировщики Ил-28/54, Ту-85, Ту-16, Ту-95, М-4, гидро­самолеты Бе-6/8.
ПеН-8СЗ находился на вооружении ВВС и ВМФ до 1960 года.
ПеН-8РР (радиолокационная разведка) - самолет ДРЛО




Обеспечению ПВО страны руководство СССР всегда уделяло большое значение. Но гигантская продолжительность сухопутной и морской границы СССР не позволяла в короткое время создать сплошную сеть наземных РЛС.

Единственным выходом была разработка летающих радаров - самолетов ДРЛО. Тогда решили разместить экипаж и аппаратуру в объемном фюзеляже тяжелой многомоторной машины наземного базирования. Для создания серийных самолетов ДРЛО выбрали ПеН-8.

Самолет оборудовали РЛС ”Аметист” с антеннами в надфюзеляжном и подфюзеляжных обтека­телях. Станция давала возможность обнаруживать надводные и воздушные цели (последние - в верхней полусфере или на фоне водной поверхности) на дальности до 350 км. Большой фюзеляж позволил не только разместить необходимую аппаратуру, но и создать относительно комфортные условия для экипажа, насчитывающего 22 человека. Продолжительность полета благодаря большому запасу топлива могла достигать 12-14 часов.

С 1954 г. серийные ПеН-8РР начали поступать в авиация ПВО и ВМФ. В общей сложности они получили 112 таких самолетов.

В ВМФ самолеты ДРЛО занимались поиском АУГ противника в открытом океане. Были радио­лока­ционным дозором советских эскадр.

В Атлантике самолеты несли дежурство на рубеже Гренландия - Исландия - Британские острова. В Западной Европе курсировали вдоль границ стран НАТО. “Полярный барьер” проходил по линии Мурманск - Диксон - Тиксон. "Тихоокеанский барьер" пролегал на расстоянии около 300 км от побережья СССР, от Чукотки до Курил на юге. Вначале здесь несла службу лишь одна эскадрилья ДРЛО, базирующаяся во Владивостоке. В дальнейшем в состав полностью развернутого барьера вошли три эскадрильи, благодаря чему появилась возможность постоянно держать на дежурстве в воздухе четыре самолета ДРЛО.

Самолеты ДРЛО патрулировали на высоте около 7000 м. Продолжительность полета обычно составляла 12 часов. Для поддержания необходимого количества машин в зонах патрулирования эскадрилья поднимала в воздух по одному самолету каждые четыре часа. Кроме того, две машины находились на наземном дежурстве (одна в 15-минутной, другая в 30-минутной готовности) для замены патрулирующих самолетов в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В итоге, для обеспечения круглосуточного дежурства в воздухе одного самолета требовалось наличие девяти машин.

13 единиц переоборудовали в самолеты радиотехнической разведки. Они использовались в составе разведывательных эскадрилий Тихоокеанского и Северного флота.

На вооружении до 1962 года.
С уважением, Сергей Сыч

Источник - http://alternathistory.com/alternativnyj-strategicheskij-bombardirovshhik-pen-8-modifikatsii/

бомбардировщик, альтернативная авиация, ВВС СССР

Previous post Next post
Up